в эпоху раннего железного века (x – viii dd/) на территории рима были разбросаны родовые поселки. жители холма палатина, подобно другим жителям лация, сжигали своих умерших. на квиринале и виминале покойных погребали в деревянных колодах, как в сабинской области. поэтому считается, что палатин и ближайшая возвышенность велия принадлежали латинам, а северные холмы – сабинам. эти племена частично выселили, а частично ассимилировали своих предшественников – лигуров, сикулов и т. д. селились люди преимущественно на холмах, но постепенно осваивали в хозяйственных целях и низины между ними. жили в хижинах, круглых или прямоугольных в плане, на деревянном каркасе с глиняной обмазкой. рядом с ними, равно как и в окружающих рощах, находились святилища божеств, покровителей рода и местности. поодаль от жилья располагались могилы, в лесах по холмам и в болотистых луговинах люди пасли скот. поселения защищались рвами, насыпями, строились сторожевые башни.
понемногу поселки расширялись и объединялись между собой. первыми объединились поселки палатина и велии, затем в единую с ними общину слились деревни других холмов. на капитолии выросла общая для всех крепость. истоки синойкизма связываются в традиции с легендарным ромулом. таким образом, начало царской эпохи знаменовало собой начало истории объединенной римской общины.
в это время народ рима (populus) состоял из трех родовых триб (племен). нам известны только их поздние этрусские названия – тиции (сабины), рамны (латины) и луцеры (этруски). преобладали латины и сабиняне, а этрусков почти не было. трибы служили базой комплектования всаднических отрядов.
вторым элементом общества были 30 курий – союзов мужчин-воинов. курии выставляли пешее войско.
основой социальной структуры были роды (gentes). сначала их было 100, а при этрусских царях – 300.
римский род представлял собой общину. он был отцовским, экзогамным, характеризовался правом взаимного наследования, правом принимать чужаков, избирать и смещать старейшин, а также обязанностью сородичей оказывать друг другу помощь. родичи имели общее место поселения и погребения и носили одно родовое имя (nomen), произведенное от реального или мифического прародителя. так, юлии, например, вели свое происхождение от аскания-юла, приходившегося внуком самой венере. род имел свои религиозные культы. юлии особо чтили вейовиса и венеру, потиции и пинарии отправляли культ геркулеса, а навции – минервы. о числе членов рода можно судить по такому факту: 306 родичей фабиев, погибших в начале v в. до н. э. в битве при реке кремере, составляли все мужское боеспособное население этого могущественного рода.
социально-экономической основой рода была коллективная родовая собственность на землю. сообща родичи пользовались небольшой ее частью в виде лесов и лугов. основной же земельный фонд распределялся между большими отцовскими семьями (familia), включавшими 3 – 4 поколения потомков главы семьи (pater familias). римская фамилия обладала общностью имущества и представляла собой основную хозяйственную единицу общества. постепенно в ней возрастало значение pater familias, он становился единственным собственником всего достояния семьи.
управление римом осуществляли сенат, комиции и царь. сенат (senatus от лат. senex – старец) был советом из 100, а потом из 300 старейшин, pater familias, представлявших роды. комиции в переводе с латинского означают сходку, т. е. народное собрание мужчин-воинов. собирались они по куриям, откуда их название – куриатные комиции. по рекомендациям сената на комициях выбирался царь (rex), обладавший функциями военного вождя, жреца и судьи. члены родов были равны между собой. все старшие главы семей могли входить в сенат, так что римский народ представлял собой детей или потомков реальных, либо потенциальных отцов-сенаторов, patres, потому называли их патрициями. таким образом, первоначальный populus и патриции совпадали.
на заре царского времени в риме были все элементы военной демократии. но уже тогда рим начал выходить за пределы родоплеменного строя. развитие хозяйства, участившиеся войны и рост населения способствовали подвижности народа и разрыву родственных связей. наряду с гентильными (родовыми) складывались общины соседского характера. развивалось патриархальное рабство и частное владение землей внутри общин. это ускоряло расслоение между родами и внутри родов, свойственный первобытности принцип авторитета по старшинству, опытности, мудрости заменялся принципом знатности, родовитости. древнейшими патрицианскими родами были юлии, горации, куриации, фабнии и др. обедневшие члены родов искали помощи у более богатых и знатных. первые становились клиентами (cliens – послушный, зависимый), а вторые – их патронами, покровителями. патрон выделял землю клиентам, защищал их в суде, давал им свое имя, а клиенты составляли его боевую дружину. узы патроната – клиентелы считались священными, нарушение их каралось смертью.
картина социальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а также добровольных пришельцев, иногда целых родов, привлеченных удобством места. сначала пришельцы включались в родовую организацию трех триб и тридцати курий. но потом доступ в нее был прекращен, и переселенцы оказались на положении неполноправных, поскольку были лишены участия в куриатных комициях и в сенате. число их увеличивалось, почему их стали называть плебеями, плебсом (от лат. plebe – наполнять) .
плебеи, как и патриции, жили большими отцовскими семьями, составлявшими часть рода. но поскольку их роды не входили в три римские трибы, они не участвовали в войнах, получали только небольшой земельный надел и не могли увеличить его землей из общественного фонда (ager publicus), который образовывался путем завоеваний. поэтому плебс занимался не пастушеством, требовавшим больших площадей, а земледелием, ремеслом и торговлей. в его среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной собственности и, как следствие этого, имущественная дифференсация. но и богатые, и бедные плебеи были одинаково бесправны.
так в рамках царской эпохи росло социальное неравенство. сначала выявились сословные различия внутри populus между патрициями и клиентами, а со второй половины vii в. до н. э. наметилось формирования архаических классов-сословий, патрициев и плебеев. в vi в. до н. э. этот процесс усилился.
для укрепления своей власти царям было необходимо подавлять родовую верхушку, влияние которой строилось на фундаменте родовой организации, и найти социальную опору помимо родовой аристократии. с этой целью цари укрепляли свое имущественное положение, расширяли свой имущественный надел. все свободнее распоряжались они завоеванными землями, составлявшими общенародную собственность (ager publiens). самолично, начиная с ромула, раздавали они землю отдельным воинам, а не через посредство курий. сервий туллий ввел деление всей римской территории на 21 округ. эти округа были названы трибами. было 4 городских и 17 сельских триб, в которых находились как гентильные, так и соседские общины, жили как патриции, так и плебеи. таким образом сервий туллий перемешал римское население. этому царю приписывается перераспределение земель между богатыми и бедными. цари принижали значение патрицианской знати также путем установления общеримских культов и жреческих коллегий. уже при нуме наряду с почитанием богини огня весты в каждом родовом подразделении и доме был организован ее общеримский культ и воздвигнут общий храм на форуме. к нуме же относят учреждение общеримской верховной коллегии жрецов-понтификов.
важнейшей заботой царей было создание независимого от родовых ополчений войска. уже ромул, по традиции, создал отряд из 300 телохранителей-целеров. тарквиний древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, а сервий туллий совершенно изменил самый принцип комплектования войска. античные авторы передают, что сервий поделил все мужское население рима, т. е. и патрициев, и плебеев, на шесть имущественных разрядов. к 1-му разряду относились люди, обладавшие имуществом не менее чем на 100000 медных ассов (монет), ко 2-му – 75000 ассов, к 3-му – 50000 ассов, к 4-му – 25000 ассов, к 5-му – 11500 ассов. все бедняки входили в 6-й разряд – пролетариев, богатством которых было лишь их потомство (proles). каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых единиц, центурий (сотен). 1-й разряд – 80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий всадников, 2-й разряд – 22, 3-й – 20, 4-й – 22, 3-й – 30 центурий и 6-1 разряд – 1 центурию, всего 193 центурии. экипировка воинов различных разрядов по нисходящей становилась все более легкой и дешевой.
реформа сервия туллия имела не только военное значение. на основе центуриатного порядка вырос новый вид народных собраний – центуриатные комиции, где центурия была голосующей единицей. фактическое число людей в центуриях было различным: в пролетарской – несколько сотен, а в перворазрядной – несколько десятков. если учесть, что на долю 1-го разряда приходилось 98 голосов из 193, станет ясным, что все вопросы в собрании решались голосами наиболее богатых, как патрициев, так и плебеев. несмотря на тимократический принцип реформа сервия туллия носила демократический характер. она явилась первым шагом на пути включения плебса в состав populus, превращавшегося из совокупность членов гентильных единиц в коллектив граждан. вместе с тем появление новых комиций оттеснило на задний план куриатные собрания, в ведении которых остались преимущественно дела, связанные с родовыми культами. это ослабляло значение патрициев в обществе и усиливало царя.
в современной науке считается, что сервию туллию приписан в древности ряд установлений более позднего времени. но безусловно признается учреждение им: 1) территориального деления рима; 2) цензового принципа деления общества; 3) общего войска из патрициев и богатых плебеев.
усиление царской власти сказывалось в том, что последние цари овладевали троном без избрания. оно выражалось также в атрибутах царей, заимствованных у этрусков: золотой короне, имитирующей венок из дубовых листьев; сиденье, украшенном слоновой костью; скипетре с орлом; пурпурной тунике, расшитой золотом; расписном плаще. особое значение имели фасции – пучок розог с воткнутым в них боевым топором. их несли шедшие перед царем служители-ликторы. это был символ власти карающей, аппарата насилия, появившегося для подавления эксплуатируемых и недовольных. недовольны были разные люди – и немногочисленные еще рабы, и бедняки, терявшие землю, а с ней и связи с родом, и родовая знать, утрачивавшая свои привилегии, и плебеи, ущемленные в правах. цари, укрепляя свое влияние, лавировали между разными общественными группами. интересы обедневших патрициев, а также плебеев, особенно богатых, учитывал сервий туллий. тарквиний гордый эксплуатировал простолюдинов на тяжелых строительных работах, но одновременно привлекал их раздачами из военной добычи и возможностью участвовать в заморской торговле. о ее развитии говорит заключение первого торгового договора с карфагеном. зато он терроризировал родовую знать и совершенно отстранил сенат от управления, правил с помощью помощников-префектов и приближенных. это привело в 510 г. до н. э. к заговору аристократов против тарквиния и изгнанию его из рима. античная традиция, отражавшая чаяния родовой знати, неверно изобразила эти события как общенародное демократическое дело.
история царского рима являет собой процесс роста города из разрозненных поселков и эволюции общества от начавшейся дифференциации и появления патриархального рабства до формирования архаических классов-сословий патрициев и плебеев и образования государства. в рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие элементы развившейся в республиканский период типично античной социально-политической структуры, римского полиса, или civitas.