Помимо основных богов римляне почитали множество второстепенных богов.
Среди них древнейшими были боги - покровители семьи и рода. К ним относили тени или души умерших, которых называли маны, богов-покровителей дома и домашнего очага, или пенатов, а также вообще духов-покровителей, или ларов. Лары помогали людям в конкретных видах деятельности - ремёслах, строительстве, военном деле и так далее.
Существовал в Риме культ огня, который воплощался в образе богини Весты, служительницы которой, весталки, были обязаны хранить обет безбрачия. Кроме того, существовали мелкие, но очень важные боги, или духи, покровительствовавшие во вполне определённых действиях человека. Каждый шаг - еда, питьё, движение - всё зависело от этих богов или духов, имена которых памятники римской культуры не сохранили. Были свои духи-покровители у мужчин (гении) и у женщин (юноны).
МАНЫ (Manes), в римской мифологии боги загробного мира, затем обожествлённые души предков (dii parentum, dii parentes). В честь Маны в дни поминовения приносились жертвы: в Каристии, когда за трапезой собиралась вся родня и якобы присутствовали умершие родственники, на могилы приносили угощения; сами могилы украшались цветами; в паренталии открывался обычно закрытый «камнем Маны» (lapis mana-lis) вход в подземелье — мундус, считавшийся входом в мир мёртвых. Маны в отличие от лемуров, назывались добрыми богами, но и они вызывали опасения; с ними была связана страшная подземная богиня Мания, насылавшая безумие, иногда отождествлявшаяся с матерью ларов, так же как впоследствии сами Маны, интерпретировавшиеся уже как души умерших, сливались с ларами и гениями. Маны считались также хранителями гробниц. С конца республики вошло в обычай начинать эпитафии с посвящения Манне с просьбой даровать покойному загробное блаженство за добродетельную жизнь.
ПЕНАТЫ (Penates, от penus, penetralia — внутренняя, потайная часть жилища, храма), в римской мифологии божества-хранители. Пенаты — фамильные или «отеческие» хранители дома и прежде всего запасов продовольствия; впоследствии Пенатами назывались все почитавшиеся фамилией боги дома, домашнего очага. Как и лары, с которыми Пенаты иногда отождествляются, были символом родного дома и домашнего очага.
Пенаты государственные, Пенаты римского народа считались одной из главных святынь Рима, залогом его непобедимости и вечности. В торжественных клятвах Пенаты призывались вместе с Юпитером. Считалось, что они были привезены Энеем из Трои сначала в город Лавиний, а потом были помещены в Риме во внутренней части храма Весты. Имена Пенат и их изображения хранились в тайне от непосвящённых, приближаться к ним могли только жрецы и весталки, что породило самые различные толкования сущности и происхождения Пенат. Считалось, что это деревянные или мраморные фигурки великих богов самофракийских мистерий, некогда полученные родоначальником троянцев Дарданом от Афины (вместе с палладием, также хранившимся в храме Весты). Для служения им Дардан создал коллегию салиев. Нигидий Фигул считал Пенатами Аполлона и Нептуна, строившего стены Трои. Некоторые причисляли к Пенатам Весту, поскольку полководцы, отправляясь в провинции, а магистраты, слагая свою должность, приносили им общую трапезу в Лавиний, другие — великих богов, от которых всё произошло (небо и земля), или Юпитера, Юнону, Минерву (как дающих людям тело, дыхание и разум) и Меркурия (как бога речи), которых соединил Тарквиний Древний, посвящённый в самофракийские мистерии. Этруски считали Пенатами Цереру, Палее и Фортуну. Отождествляли с Пенатами Диоскуров, также почитавшихся на Самофракии и изображавшихся в общедоступном храме у Форума в виде двух вооружённых копьями сидящих юношей. Согласно греческому историку 3 в. до н. э. Тимею, Пенаты — два бронзовых кадуцея и троянский глиняный сосуд; перевезённые в Рим, они дважды возвращались в храм Лавиний и поразили молнией одну из двух спавших там девушек, которая не была целомудренной. В надписях Пенаты упоминаются редко.
ЛАРЫ (Lares), в римской мифологии божества — покровители коллективов и их земель. Чаще почитались как недифференцированное целое отдельными фамилиями, соседскими общинами, гражданской общиной. Римляне выводили культ Лары из культа мёртвых. Фамильные Лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью. Считалось, что они следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей, в частности господ, слишком жестоких к рабам. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага или алтаря Лары и активно участвовали в их культе, впоследствии преимущественно обслуживавшемся именно рабами. Глава фамилии был верховным жрецом культа Лары Как покровителей соседской общины и добрососедских отношений Лару почитали на перекрёстках (compita, компитальные Лары), где сооружались святилища с числом отверстий, равным числу примыкавших к перекрёстку усадеб. Здесь главами семей развешивались куклы и шерстяные шары, изображавшие соответственно свободных членов семьи и рабов. Возможно, этот ритуал восходит к практике человеческих жертвоприношений Ларе как хтоническим божествам, отсюда их неясная связь с хтонической Ларентой-Ларундой. Манией и иногда отождествлявшейся с ней матерью Лары, получавшей в виде жертвы бобовую кашу. Праздник компиталий сопровождался общей трапезой, шутками, песнями, плясками, состязаниями за призы. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним Ларам и компитальным Ларам. Компиталий, в которых участвовали и рабы, и свободные, были наиболее демократичным римским праздником, связывавшимся с «царем-народолюбцем», сыном рабыни и лара — Сервием Туллием. Обслуживали культ компитальных Лар коллегии плебеев и рабов. Август в 12 до н. э. реформировал культ Лары, образовав его коллегии из рабов, отпущенников и плебеев в каждом квартале Рима и других городов, и соединил с культом своего гения. Однако в домах и имениях Лару продолжали почитаться коллегиями рабов и отпущенников вплоть до полного падения язычества. Изображались фамильные и соседские Лары в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой (как бдительные хранители). Своих Лар имела и римская гражданская община в целом. К ним как хранителям и защитникам наряду с Марсом обращалась коллегия жрецов — арвальских братьев, при ритуальном очистительном обходе территории города. Греки отождествляли Лару с героями, культ которых, возможно, ранее существовал в Риме. В пользу такого предположения говорят: надпись 4 в. до н. э., посвящённая «лару Энею» (т. е. герою Энею); толкование Лар как индигетов, как живущих в рощах душ предков, добродетельных, могучих мужей, ставших богами. В провинциях Лару отождествлялись с божествами родоплеменных и сельских общин. Некоторые современные исследователи связывают Лару с предками, другие считают их духами растительности и земельных участков.
ВЕСТА (Vesta), в римской мифологии богиня священного очага городской общины, курии, дома. Соответствует греческой Гестии, Культ Весты, восходящий к древнейшим индоевропейским традициям, один из исконных в Риме, был тесно связан со святынями города: палладием, привезённым Энеем и хранившимся в храме Весты как залог мощи Рима, и регией — жилищем царя. Жрицы Весты — весталки избирались из числа девочек 6—10 лет; они должны были сохранять девственность в течение 30 лет, за нарушение этого запрета замуровывались живыми. Весталки поддерживали в очаге храма Весты постоянный огонь, как символ государственной надёжности и устойчивости, участвовали в обрядах, изготовляли смеси из муки, соли, пепла жертвенных животных во время жертвоприношений (т. н. mola salsa). Хотя угасание огня Весты считалось дурным предзнаменованием, но в первый день нового года его гасили и зажигали вновь трением священного дерева о дерево, а от него зажигались огни очагов курий; одновременно хранившиеся в храме священные лавры заменялись на новые. В частных домах Весте посвящался вход в дом — вестибул. Впоследствии Весту отождествляли с неподвижно висящим в космосе и заключающим в себе огонь земным шаром, с огнём как чистейшим элементом, её причисляли к пенатам Рима, т. к. магистраты, вступая в должность, приносили жертвы и пенатам и Весте. Изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.
ГЕНИИ (genius, от gens, «род», gigno, «рождать», «производить»), в римской мифологии первоначально божество — прародитель рода, затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. Считалось, что каждый мужчина имеет своего Гения. Особенно почитался Гений главы фамилии: в день его рождения Гению приносились дары. Рабы, отпущенники, зависимые люди посвящали надписи Гениям господ и патронов по формуле: «Гений нашего Гая», «Гений нашего Марка» и пр. Клятва Гению господина считалась самой священной для раба. Постепенно Гений, рассматривавшийся как персонификация внутренних свойств, стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два Гения — добрый и злой), руководившим его действиями, а после смерти человека бродившим близ земли или соединявшимся с другими богами. В таком качестве Гений соответствует греческому демону (напр., у Апулея в сочинении «О боге Сократа») и занимает значительное место в позднейшей демонологии. Считалось, что Гений имели не только люди, но и города, отдельные местности [согласно Сервию, не было места без Гения], корпорации, воинские части и т. д. Посвятительные надписи таким Гениям многочисленны по всей империи. Предполагалось, что Гении появляются в виде змей, но изображались они в виде юношей с рогом изобилия, чашей и пр. В эпоху империи особое значение приобрёл культ Гений Рима и императора. Последний был введён Августом, присоединившим свой Гений к компитальным ларам, культ которых был наиболее распространённым. Клятва Гениям императора считалась самой священной, и нарушение её приравнивалось к оскорблению величества. Гений Рима был посвящён на Капитолии щит с надписью «или мужу, или женщине», поскольку имя и пол Гения — хранителя Рима скрывались, чтобы его не переманили враги.