Добавить в Избранное

Древний Рим: Республика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Гладиаторы

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Гладиа́тор (от лат. gladius — «меч», «гладиус») — наименование бойцов в Древнем Риме, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах.

История

Гладиаторские игры возникли из погребального обряда этрусков, в который когда-то входили человеческие жертвоприношения. Со временем обряд видоизменился: обречённых на смерть перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих.

Римляне впервые увидели это жестокое зрелище в 264 г. до н. э. на Бычьем рынке, где на поминках по Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима.

Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась, их называли «погребальными играми». Их официальное наименование — mumus («обязанность»), долг живого по отношению к умершему.

В 105 г. до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство возлагает на своих магистратов заботу об их устроении. Гладиаторские игры становятся и в Риме, и по всей Италии любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Цезарь в 65 г до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы; страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах. В 63 г до н. э. по предложению Цицерона был принят закон, запрещавший кандидату в магистраторы в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» их под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры.

В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора. Толпа «голосовала» при помощи жестов, которые со временем менялись. Хотя традиционно принято считать, что «поднятый палец» означал «Жизнь», а опущенный — «Смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя движением добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто сжатый кулак. Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями. В 63 году нашей эры император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. После него Поццуоли позволяет сражаться женщинам-эфиопкам. А император Домициано в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов. Гладиаторские бои были запрещены в 400 году нашей эры, когда в Римской империи возобладало христианство.

Классификация боев

Гладиаторские морские сражения назывались навмахиями.

Навма́хия (наумахия, от греч. Ναυμαχία — морская битва) — гладиаторское морское сражение в Древнем Риме или шоу с имитацией морского боя.

Одной из первых крупных навмахий стало сражение 46 года до нашей эры. Для этого действа по приказу Юлия Цезаря было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме. В навмахии приняли участие 16 галер и 2 тыс. гладиаторов. В дальнейшем состоялись ряд крупных навмахий, например, имитация Саламинского сражения между флотами греков и персов (участвовало 24 боевых корабля, 3 тыс. гладиаторов). Крупнейшей навмахией стало шоу, организованное по приказу императора Клавдия. На озеро Фучино близ Рима было спущено 50 боевых кораблей, число гладиаторов составило 20 тыс. чел. Из-за опасений мятежа к месту навмахии были стянуты войска. Число зрителей составило около полумиллиона человек (окрестные холмы, образающие «естественный амфитеатр», позволяли расположить такое количество людей). После сражения оставшиеся в живых гладиаторы и преступники (которые также были использованы) были отпущены на свободу, за исключением экипажей нескольких галер, уклонявшихся от боя.

После падения Римской империи навмахии организовывались Генрихом II во Франции в 1550 и Наполеоном в Италии (в Милане) в 1807.

0

2

Классификация гладиаторов

    * Андабат (от греческого слова «άναβαται» — «поднятый, находящийся на возвышении») Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах, но без возможности видеть друг друга.

    * Бестиарий: Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.

    * Бустуарий: Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.

    * Димахер (от греческого «διμάχαιρος» — «носящий два кинжала»). Использовали два меча, по одному в каждой руке. Сражались без шлема и щита двумя кинжалами. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.

    * Эквит («всадник»): В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Империи они носили доспех для предплечья (манику) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.

    * Галл: Были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.

    * Эсседарий («боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы — «esseda»). Возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии. Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э. Так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя.

    * Гопломах (от греческого «οπλομάχος» — «вооружённый боец»): Они были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи, доспех для предплечья (манику) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Были вооружены гладиусом и очень маленьким круглым щитом, сделанным из одного листа толстой бронзы (сохранились образцы из Попмпеи). Их выставляли на схватки против мирмиллонов или фракийцев. Возможно, гопломахи произошли от более ранних самнитов после того, как стало «неполиткорректно» использовать название народа, ставшего дружественным римлянам.

    * Лаквеарий («боец с лассо»): Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus) вместо сети.

    * Мурмиллон: Носили шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «mormylos» — «морская рыба»), а также доспех для предплечья (манику), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мирмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов.

    * Пегниарий: Использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями

    * Провокатор («соискатель»): Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.

    * Ретиарий («боец с сетью»): Появились на заре Империи. Были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus»), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику.[8] Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами.

    * Рудиарий: Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.

    * Сагиттарий: Конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.

    * Самнит: Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до    н. э.  Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.

    * Секутор: Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями. Секуторы были разновидностью мирмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая большой прямоугольный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

    * Скиссор («тот, кто режет»): Об этом типе гладиаторов не известно ничего, кроме названия.

    * Тертиарий (также назывались «Suppositicius» — «заменяющие»): В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием. Тертиарии также выходили на замену, если заявленный на схватку гладиатор по тем или иным причинам не мог выйти на арену.

    * Фракиец: Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), маленький круглый или приплюснутый щит (parmula), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч (sicca, длиной около 34 см). Они обычно сражались с мирмиллонами или гопломахами.

    * Велит: Пешие гладиаторы, вооружённые дротиком с привязанным к нему шнуром для метания. Названы в честь подразделений раннереспубликанской армии.

    * Венатор: Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии. Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату (Seneca Ep. 85.41). Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.

    * Прегенарий: Выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал, труб и водяных органов (hydraulis).

0

3

Были случаи, когда граждане, в погоне за славой и деньгами, отказывались от собственной свободы и становились гладиаторами. Среди них случались даже гладиаторы женщины, когда в 63 году н. эр. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. После него Поццуоли позволяет сражаться женщинам-эфиопкам. А император Домициано в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов. Для того чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя "юридически мёртвыми". С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них - было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон - полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло.

Всего существовало 8 классов гладиаторов, каждый из которых имел свои строгие правила и специальное обмундирование. Некоторые надевали металлические шлемы, другие защищали голову и шею установленным на плече металлическим или кожаным щитом. Были среди них обладатели трезубцев и сетей, похожих на рыбацкие. Другие имели короткую шпагу, под названием - гладио, от которой и получили своё название гладиаторы. Имелись также специальные защитные пластины для рук и ног. Но всё было продумано таким образом, что каждый класс имел свои более открытые уязвлённые места. Поэтому во время состязаний не было никакой возможности предугадать по обмундированию, кто из гладиаторов сможет победить. Это придавало боям особый интерес.

В фильмах мы часто видим римских императоров, поднимающих или опускающих большой палец во время гладиаторских боёв. Но этому нет никаких исторических подтверждений, хотя жесты действительно использовались на аренах, поскольку гладиаторы не могли говорить. Если один из гладиаторов перед боем поднимал вверх указательный палец, это означало, что сражение должно продолжаться до первого ранения. Если рука во время боя была поднята вверх, а большой палец находился в горизонтальном положении - это значило, что гладиатор просит его прикончить. Хотя иногда просил и о пощаде, когда кулак был сжат. Только судья, присутствующий при гладиаторских боях, мог принимать решения. Если его рука была сжата в кулак - прощение, если кулак был разжат - смерть. Назначение судей происходила исключительно по приказу императора.

Вне амфитеатра жизнь гладиаторов проходила как у современных атлетов - строгая диета и физические упражнения.

Жили они в специальных казармах. Питались калорийной смесью, состоящей из зерновых культур. Но на ужин перед сражением могли употреблять всё, что хотели, включая женское общество.

Многие гладиаторы подрабатывали, служа телохранителями у знатных господ, или участвовали в праздничных дуэлях, где запрещался смертный исход.

По убитым гладиаторам проводили религиозные панихиды и собирали их кровь, так как она считалась священной. Её давали пить больным эпилепсией, поскольку древние римляне верили в её целебные качества. Существовали самые различные поверья, связанные со смертью гладиаторов. Так, например, богатые невесты во время свадебной церемонии втыкали в свои волосы шпильки, смоченные кровью убитого гладиатора. Считалось, что это сопутствует счастливой семейной жизни, как в наши дни бросать рис на молодожёнов.

С расширением Римской Империи на аренах начали появляться эмигранты, готовые сражаться за более низкие цены. С этого момента начинается упадок гладиаторских боёв. С принятием христианства положение ухудшается. Постепенно гладиаторы были отстранены от публичных зрелищ, поскольку представляли собой паганов. Но, несмотря на запреты, эти сражения продолжались до V века н. эр.

0

4

Жизнь гладиатора

       Жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы не возможной. Судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил. Для современного человека совершенно не понятно, как при таком образе жизни (см. образ жизни гладиатора) и работе на износ, некоторые бойцы выигрывали бой за боем и могли побеждать в яти, десяти боях подряд. Эти по истине уникальные боевые экземпляры получали от императора свободу, в день поучения которой, школа, воспитавшая такого блестящего гладиатора готовила пышнейшую церемонию. На этом празднике освободившемуся гладиатору дарили рудис – деревянный меч. В исторической литературе нередко встречается термин «рудийцы», что обозначает – свободные воины, воины получившие свободу от гладиаторских сражений. История знает пример Публия Остория, гладиатора из города Помпеи, прежде чем получить свободу и стать рудийцем, он победил более чем в полсотни поединков и остался жив, правда по одной из версий был одноглазым, а по другой лишился правовой руки. Сейчас вам, конечно же, покажется, что при такой ужасной жизни единственной мечтой гладиатора может быть мечта о «свободе от поля», однако если быть до конца честными следует сказать, что такая мечта жил не во всех. В истории осталось имя знаменитого гладиатора из Сирии Фламмы, который после каждого своего освобождения заключал новые контракты с гладиаторской школой. Это гладиатор был уже четырежды свободен, но предпочитал свободе бой, так он и встретился со своей смертью – будучи свободным, но дерущийся на одном поле с обречённым на смерть и рабами. Прямо противоположен этому пути, путь который избрал гладиатор Веяна, он за накопленные средства купил себе поместье и дожил там до глубокой старости, став почётным отцом большой фамилии. Он умер счастливым и свободным от старости тела и духа, в тёплой посели патриция.

Зрелища

       Из ближайшего ассоциативного ряда доступного современному человеку, гладиаторские бои ассоциируются с цирковым шоу. Игры никогда не проводились спонтанно, они планировались тщательно специальными людьми, их называли – эдиторами. Эдитор занимался не только подготовкой и проведением игр, но рекламой. Когда день проведения зрелища становился известным, организаторы вывешивали афиши – libelli, которые в свою очередь должны были включать имена всех бойцов и самыми большими буквами писались имена известных гладиаторов. По принципу ипотеки зрители могли осуществлять денежные ставки - на бойца, который, по их мнению, окажется победителем. Как говорилось раннее, древние римляне обожали песни и театрализованные представления, поэтому перед началом боя всегда были музыкальные и театральные миниатюры. Выходя на ринг гладиаторы должны были провозглашать: Ave, Caesar, morituri te salutant!, что означала, Смотри Великий Цезарь, обречённые на погибель приветствуют тебя! По традиции до начала боя бойцов-гладиаторов разделяли на пары и начинали первый демонстрационный бой – prolusio, его участники дрались не по-настоящему, их оружие было деревянным, движения больше напоминали танец, нежели бой сопровождались аккомпанементом лютни или флейты. По окончанию «лирического вступления» взвывал горн и извещал о том, что сейчас начнётся первый настоящий бой. Передумавших сражаться гладиаторов избивали, а иногда даже убивали, раскаленными плетями. Бой считался законченным, когда один из противников либо был мёртв, либо подымал вверх указательный палец с просьбой о пощаде и опускал оружие. В зрелищных боях, когда люди дрались с людьми, поединок считался законченным только в случае убийства одного из противников: человека зверем или зверя человеком.

Отношение к гладиаторам римлян

       Для большинства римлян эти зрелища были любимейшим развлечением. Они ходили в амфитеатры за острыми впечатлениями, увидеть экзотических животных, полюбоваться на лучших гладиаторов. Имена которых были также хорошо известны, как сегодня имена спортсменов и певцов эстрады. Отправляясь в амфитеатр публика уже знала, кого в этот день она увидит на арене. Ведь существовали афиши с полной программой выступлений и именами участников. Этой популярностью отдельных бойцов пользовались в своих целях организаторы игр, предварительно скупавшие все билеты. Чтобы распродать их в розницу по большой цене.

       Но иным римским интеллектуалам кровавые массовые зрелища были совсем не по душе, и при том по многим причинам. Римские богачи на перебой задавали пышные празднества, устраивали дорогостоящие игры, не жалели никаких средств, дабы завоевать расположение сограждан. О богатых и влиятельных людей таких как Крассы, Лукуллы, Квинт Гортензии Гортал, Гай Клавдий Пульхр, сын Аппе Клавдия, Публий Корнеллий Лентул, наконец, Помпей Великий, старались не отставать и другие, когда становились эдилами. К таким людям Цицерон, к примеру, относился весьма критически – быть может, ещё и поэтому он не спешил выполнять просьбу Эдилла Целия о ловле пантер.

       Подобное поведение должностных лиц великий оратор и философ называл расточительством, а вовсе не щедростью или широтой души: «Расточительные – это те, кто проматывает своё состояние на пирушки, на раздачу мяса, на бои гладиаторов, на игры и на травлю диких зверей – на всё то, о чём память они оставят ни долгую, или вообще не оставят никакой». А любой трате денег, «цель которой – снискать расположение толпы», Цицерон отзывался очень резко и отрицательно. Хотя, мнение философа не могло отражать мнения всего народа, если был хотя бы один человек, который высказывался против, утверждать, что всё римское общество принимало бы на ура бои гладиаторов было глупо.

Кодекс чести

       Гладиаторы, подобно римским воинам имели свой устав, некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное название. Т.к. изначально гладиатор по определению не свободный человек, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. Когда человек попадал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, ему необходимо было для того, чтобы юридически считаться гладиатором, исполнить ряд действий, во многом конечно чисто формальных. Гладиаторы давали клятву и принимали присягу на подобие воинской, согласно которой должны были считаться «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы в которой жили, учились, тренировались и умирали.

       Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и не нарушать их ни при каких обстоятельствах. Гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание – единственный способ, которым он мог контактировать с залом, были жесты. Когда гладиатор поднимал вверх указательный палец – это символизировало мольбу о пощаде, если же большой палец был повернут вниз, это символизировало, что боец так тяжело ране, не может продолжать бой и просит добить его, ибо знает, что погибнет и после боя. Вторым негласным пунктам было соблюдение неких «правил» достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев.

       Боец – гладиатор не имел право на трусость и страх смерти. Если боец чувствовал, что умирает. Должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. Третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, что бы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. Выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

Обучение гладиаторов

Как уже говорилось ранее, в гладиаторские школы попадали разными путями, нередко наряду с пленниками и рабами туда попадали и свободные люди, угодившие в сложные ситуации. Обучение было не менее жестоким, чем сами сражения. Не всегда гладиатор, одержавший победу в схватке, мог уйти с арены. Бывало, что на смену павшему бойцу выставлялся другой и сражение возобновлялось.

Часто бойцы не знали, что вместо тренировочного боя сразу попадут на настоящее сражение. Таким образом, лучшем обучением для гладиатора того времени был настоящий бой. Новичков, сумевших выжить после первого в своей жизни настоящего боя, и победивший своего противника, получал табличку из слоновой кости, где было написано его имя и имя хозяина его школы, т.е. школы в которой он обучался, - ланиты, для самого ланиты это конечно было очень хорошей рекламой. Имея такую табличку, гладиатор как отличившийся переходил в группу более высокую по классу мастерства. Заслужив определённое количество таких значков отличия, гладиатор оказывался, наконец, в группе ветеранов, имея право на почётную отставку. Но до этого счастливого момента, как вы понимаете, доживали не многие.

Жизнь раненого бойца зависела полностью от воли зрителей. Поражённый мог умолять публику о снисхождении, о сохранении ему жизни, поднимая вверх указательный палец. Если он пользовался симпатией великодушных зрителей, он оставляли его в живых. Если же нет, большой палец зрителей, занимавших трибуны, поворачивался вниз и несчастному пророчили смерть криками «Добей!». Тренировки перед большими сражениями, на которых мог присутствовать император, занимали от 10 до 14 часов в сутки. Дрались обречённые за тарелку луковой похлебки, которую, кстати, не всегда и получали. Загадкой остаётся, как при таком скудном питании бойцы могли драться. Очевидно, всё дело тут в психологии, вся гладиаторская «индустрия» держалась на страхе.

Добровольные гладиаторы

Чаще всего гладиаторами были рабы, невольники или военнопленные, но иногда и вольные люди, попавшие в сложное материальное положение. Их называли «добровольные гладиаторы» и добровольцы. Число этих людей достаточно быстро росло, уже к концу 1 века н.э. более 90% из всех бойцов уже состояли добровольные гладиаторы, пришедшие за деньги. Безусловно, это не были люди имеющие знатную родословную или высокое положение, большинство из тех, кто становились бойцами - гладиаторами добровольно были выходцами из самых нижних общественных слоёв.

       Такими в Древнем Риме признавались сбежавшие рабы, должники, всё имущество которых было утрачено при попадании ими в долговую яму, каторжники, которые освободившись на свободу, так и не смогли найти себе место в жизни. Нередко, можно было найти среди желающих стать гладиаторами праздных бездельников, которые попросту ничего не умели делать, не хотели учиться и рано остались без родительской, фамильной, как говорили римляне, опеки. Что же привлекало людей так распорядиться своей жизнью? Конечно финансовое поощрение, которое выдавалась каждому гладиатору сумевшему остаться в живых после нескольких боёв подряд.

       Если говорить о юношах из богатых и знатных семей, то объяснить их решение можно только поискам приключений и адреналина. Нередко получалось, что нанявшийся в школу искатель приключений не выдерживал суровой гладиаторской дисциплины и просился обратно, в отчий дом, который недавно покидал с такой радостью, тут конечно не обходилось без курьёзов. Кто знает, возможно в следствии этого, добровольные гладиаторы получили разрешение жить дома, но являться на тренировки в строго указанное для этого время. За время свободное от тренировок, многие бойцы успевали создать семью и воспитать детей. Контракт со школой также можно был разорвать, если ты до прихода в школу был свободным человеком, но тогда нужно было платить большой выкуп. Но, есть ли цена у свободы?

Женщины-гладиаторы

Для историков по сей день остаётся не прочитанной книгой судьба женщин – гладиаторов. Не стоит сомневаться, жестокие нравы того времени могли допустить и такое. В 2000 году все газеты мира провозглашали сенсацию: «Найдены останки женщины – гладиатора!». Эту, по истине, шокирующую находку сделали британские учёные проводившие раскопки исследования римского периода. Если ранее, единственным что доказывало факт того, что женщины не только могли участвовать в сражениях, но участвовали в них, были только гипотезы учёных. Изучив тазовые кости и позвоночник, ученые смогли установить с большой достоверностью, что найденные останки принадлежат женщине. Проведя сложный анализ определяющий возраст, учёные констатировали факт, что ставки относятся к римскому периоду. Женщина умерла от многочисленных повреждений, и возможно предполагать, участвовала в схватке с животным. Римляне исповедовали язычества, и поэтому природа римской религии не запрещала женщинам «лицедействовать» т.е. перевоплощаться, по средствам театральной игры. Впервые женщину в качестве актёра на сцене увидели при Нейроне. Нейрон восторгался красотой женского тела и привлекал женщин не только к исполнению на сцене песен и театральных актов, но и к настоящим дракам. Постепенно, женщина перекочевала из театра в амфитеатр. Первые в истории гладиаторские бои в честь смерти женщины были проведены после смерти любимой дочери Цезаря Юлии. Существует также информация, что эти игры сопровождались женскими ритуальными танцами, в ходе которых женщины имитировали бой. Конечно, точно никто пока не назовёт имён женщин гладиаторов, причин тому несколько. Во-первых, поступая в школу они возможно получали мужские имена, под которым и были похоронены, во вторых, даже читая римских историков, становится понятно, что женские бои были более таинственные и сакральные… А тайны как известно, принято не разглашать.

Выступление женщин – гладиаторов, о котором упоминает Светоний в жизнеописании императора Домициана (81-96гг.), уже в то время считалось чем-то новым.

В цирке устраивались кровавые бои женщин – гладиаторов, в которых участвовали даже женщины из почтенных семейств, что считалось особенно позорным. На 9-том году правления Нерона эти бои приняли невероятные масштабы.

Было бы совершенно неверным думать, что представительницы нежного пола только в продвинутом и эмансипированном ХХ веке так упорно стремились присвоить все исконно мужское — манеру поведения, участие в общественной жизни, одежду, профессии, увлечения. Такова уж натура женщины, что ей всегда хочется того, что, по идее, ей не должно принадлежать. Так что уже древние гречанки прилагали немало усилий (вплоть до риска лишиться жизни), чтоб попасть на запретные для женщин Олимпийские игры, а древние римлянки обожали мужские бани и мужской разгульный образ жизни. Более того, женщины-гладиаторы иной раз одерживали победу над представителями сильнейшего пола.

Исчезновение гладиаторов

Мир менялся, и вместе с ним менялись ценностные ориентации людей. Когда римским императором был Константин, христианство крепло и набирало силу. Постепенно церковь становилась сильным феодалом, она владела землей и вследствие этого серьёзно влияла на государственную политику.

Сам Константин – Великий принял христианство первым среди римских императоров, правда, сделал это за несколько мину перед смертью. Вскоре христианство было принято равноправной с римским язычеством религией, а после и вовсе вытеснило языческие представления римлян о богах, и навязала единобожие. На сборе первого же церковного собора было принято решение бороться с кровавыми языческими игрищами. Осуждённых высшим удом больше не обрекали на смерть и не бросали на арену с хищными жаждущими крови зверями, вместо этого им инкриминировали принудительные каторжные работы.

Однако, даже после принятия этого эдикта на Апеннинском полуострове жрецы, с согласия императора, всё же ещё продолжали организовывать гладиаторские бои. Жрецы, хлебом для которых было служение кровавым культом, не хотели расставаться со своими привычными и понятными ритуалами, и с их лёгкой руки гладиаторские бои чуть было не возродились.

Однако, в 357 году император Константин Второй запретил военнообязанным юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 закрылась последняя из них. Но, расстаться с привычкой видеть смерть, живущую в обществе долгое время, было не так-то просто. Через пять лет, понадобился новый императорский указ решительно и бесповоротно запрещающий организацию как школ, так и гладиаторских сражений. Поводом для этого послужила трагическая гибель христианского послушника в 404 году, некого Телемаха. Монах выбежал на арену и пробовал успокоить дерущихся, но вместо этого сам был разорван разъярённой толпой. После этого император Ганорий запретил гладиаторство. Навсегда.

0

5

Спартак

Спартака по праву можно называть самым известным гладиатором, но кто же он на самом деле? Происхождение Спартака по сей день вызывает споры у историков, одни уверены, что Спартак был фракийцем, который попал в Рим, как пленник, другие же считают, что Спартак был мятежником и сбежал из римских легионов. Римская армия вела ожесточённые бои с Македонией и Фракией, время этих войн совпадает со временем, когда Спартак мог попасть в римский плен.

       То, что Спартаку приписывают фракийское происхождение можно объяснить тем, что в то время гладиаторы по типу боя делились на галлов и фракийцев. Если разобраться с грамматикой латинского языка, то Спартак означает – тот, который имеет отношение к Спарте. Доподлинно известно, что Спартак проходил обучение в гладиаторской школе Лентула Батишта и там пристрастился к философии Гая Блоссия, которую можно трактовать на подобие коммунистической доктрины: «Последние станут первыми и наоборот». 73 г. до н.э. стал роковым для Спартака и 70десяти его коллег – они восстали. Восстание имело трёх сильных харизматических лидера помимо Спартака: Крикс, Каст и Гай Ганник. Они восстали не только против своей школы и против римского правительства, сначала бунтари - гладиаторы ограбили собственную школу и забрав всё оружие бежали в кальдеру около Неаполя. Восставшие грабили и убивали, к ним добавлялись всё новые и новые беглые рабы, и к концу восстания численность страшной армии Спартака достигла 90 000 человек.

       Поскольку в Риме господствовал рабовладельческий строй, и рабов было так много, что если бы все они восстали, это бы поставило под серьёзную угрозу существование римского государства. На то, чтобы усмирить Спартака были пущены лучшие легионеры, но Спартаку и ещё ряду повстанцев удалось скрыться. Несколько тысяч рабов из армии Спартака пытались бежать на Север, но были застигнуты Помпеем, который в дальнейшем и получил все лавры, как главный из усмирителей восстания.

0

6

Коммод

       Мало известный факт, и, тем не менее, факт исторический. Коммод – первый гладиатор императорского происхождения. Коммод обладал отличными популистскими и ораторскими склонностями, благодаря которым, он стал популярным в народе, уже начиная с детского возраста. Однако, чем старше становился юноша, тем меньше притягивали его государственные дела и жизнь подданных, и тем больше завлекали его сети разврата и различных развлечений. В императоре начала проявляется незаурядная жестокость, всё время его правления сопровождали убийства и казни.

       Коммода по праву сравнивают с Нероном, ибо ни в развратности, ни в жестокости Коммод не уступал Нерону. Молодой император содержал огромный гарем, в котором по мимо молодых женщин (которых, кстати говоря, было больше сотни) и ещё больше было молоденьких мальчиков. Коммод любил носить женское одеяние и нередко позволял себе игры с подданными, он воображал себя и препарировал живых людей. Он был первым императором, позволившим себе самому предстать на поле боя в роли гладиатора, хотя для императорской крови это считалось – infamia, высший позор.

       По данным многих современных Коммоду авторов, он был отличным гладиатором, искусно убивал животных, при этом не только не считал, что должен стесняться такого, мягко говоря «не императорского» развлечения, но и любил демонстрировать свои достижения в боевом искусстве подданным. Император Коммод был до крайности педантичным и всегда водил за собой писаря, которому было приказано фиксировать, что говорит и делает император. Благодаря этому, нам доподлинно известно, что Коммод был участником 735ти битв. Помимо этого, император придерживался веры в самые жестокие восточные языческие культы и даже перевоплощался одеянием в бога Анубиса. Требовал от подданных своего обожествления, идеализирования и приказывал убивать их за неповиновение. В итоге, как и все тираны, был повержен в результате коварного заговора против него.

0

7

«Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых» — так император Каракалла в III веке нашей эры сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлями ставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества. Согласно римским верованиям, которые они, в свою очередь, заимствовали у этрусков, зверства должны были умиротворить души умерших. В древности это было высшей честью, которую могли воздать знатному предку благодарные наследники.

Гладиаторские бои обычно соединялись с травлей зверей. Первая "охота на львов и пантер" была устроена в 186 г. до н.э. М. Фульвием Нобилиором; по словам Ливия, она по обилию зверей и разнообразию зрелищ почти не уступала тем, которые устраивали в его время. В 58 г. до н.э. эдил М. Эмилий Скавр "вывел" 150 "африканских зверей", т.е. пантер и леопардов. Тогда же римляне впервые увидели бегемота и крокодилов: их доставили Скавру пять штук и специально для них был вырыт бассейн. Сулла в 93 г. до н.э. выпустил на арену "сотню львов с гривами" (т.е. самцов). Животные не были связаны и свободно разгуливали по Большому Цирку (так называлась узкая долина между Палатинским холмом и Авентином, где происходили конские состязания. До постройки амфитеатра здесь обычно устраивали и звериные травли. Длина ее была 600 м, ширина 150 м). Мавретанский царек Бокх, находившийся в дружественных отношениях с Суллой, прислал для этой травли специальный отряд охотников-гетулов, вооруженных копьями и дротиками. Долина была кругом обнесена высокой железной решеткой; ни зверям, ни людям некуда было ни спрятаться, ни убежать; началась страшная охота, в которой были перебиты все львы и не обошлось без человеческих жертв. Цицерон, вспоминая травлю, устроенную Помпеем, писал, что он не понимает, какое удовольствие может получить культурный человек, когда на его глазах мощный зверь терзает слабого человека или когда прекрасного зверя пронзают рогатиной. Большинство держалось иного мнения; конец звериным травлям пришел только в VI в. н.э. Август в числе тех своих дел, которые он счел нужным увековечить в длинной надписи, упоминает, что он устраивал звериные травли 26 раз и загублено на них было 3500 зверей (по 134 каждый раз в среднем).

В звериной травле, которую в 55 г. до н.э. устроил Помпей и на которой присутствовал Цицерон, "гвоздем" зрелища были слоны. Надо сказать, что римляне питали слабость к этим животным (впервые увидали они их во время войны с Пирром, в первой четверти III в. до н.э.); их наделяли высокими нравственными качествами, великодушием, целомудрием, чувством чести. Плиний Старший совершенно серьезно рассказывает, как один слон, которому трудно давались уроки дрессировщика, вытверживал их по ночам; другой выучил греческий алфавит и мог написать целую фразу по-гречески. "В них есть нечто общее с людьми", – писал Цицерон. И когда эти умные и добрые животные после короткой схватки с  охотниками-гетулами, посылавшими в них стрелу за стрелой, попытались убежать, а "потеряв всякую надежду на бегство", с жалобным ревом заметались по арене, "словно оплакивая себя и умоляя о сострадании", люди вдруг стали людьми: зрители повскакали со своих мест, громко плача и осыпая Помпея проклятиями, "которые над ним вскоре исполнились", замечает Плиний (Помпей потерпел поражение и был убит в 48 г. до н.э.).

Кроме этих заморских зверей, для охот в амфитеатре приобретали животных европейских и своих италийских: медведей, кабанов, быков,. Медведи водились и в Италии (в Лукании и Апулии); привозили их также из Германии, Галлии и даже Испании. Рогатого скота в Италии было изобилие: огромные стада кочевали круглый год с одного пастбища на другое; из этих стад и брали быков для арены. Иногда задача охотника заключалась только в том, чтобы убить разъяренное животное; быка доводили до бешенства, прижигая его каленым железом, дразня его соломенным чучелом, на которое он, освирепев, неистово кидался. Но уже при Цезаре в обычаи амфитеатра вошла "фессалийская охота": охотник верхом на лошади скакал рядом с быком, хватал его за рога и сворачивал ему шею. Тут требовалась и ловкость – сколько раз приходилось увертываться от смертоносных рогов, – и непомерная сила. При Клавдии в моду вошел другой способ: всадники гоняли быков по арене, пока те не выбивались из сил; тогда всадник перескакивал на быка, хватал его за рога, всем своим весом наваливался на его голову и валил быка на землю.

Как обучали будущих охотников в Утренней школе? Никаких сведений об этом не дошло, но представить себе это обучение можно с большой степенью вероятности. Охотник должен метко стрелять и метко действовать холодным оружием; от верного глаза и твердой руки зависит его жизнь, тем более, что ему сплошь и рядом не дают щита, вооружают его иногда копьем или рогатиной, но часто только кинжалом, широким и коротким. И с их помощью охотник расправляется со страшными противниками; молодой Карпофор, воспетый Марциалом, убил за один день 20 зверей. Выходил он против дикого кабана, против медведя (тут он действовал рогатиной), против льва, леопарда, быков и зубра. Охотника иногда сопровождали на арену сильные, хорошо выдрессированные  собаки. Марциал посвятил стихи собаке охотника Декстра, Лидии, "обученной в амфитеатре" и погибшей "славною смертью" на арене от "молниеносного удара", нанесенного диким кабаном.

От охотника требуют иногда акробатических трюков. Пресыщенному зрителю надоедает смотреть, как звери падают под меткими ударами копья или кинжала. Надо придать охоте больше остроты, оттянуть время решительного удара. Охотник выходит с шестом в руках один на один против зверя, и в ту минуту, когда тот, припав к земле, уже готов кинуться на человека, он с помощью шеста делает огромный прыжок, перелетает через зверя, становится на ноги и убегает. Обманутыми бывали такие грозные противники, как медведь или леопард. Сохранилась греческая эпиграмма, хорошо передающая трагическое напряжение этой страшной минуты:

Прочно шест утвердивши, взметнул свое тело он кверху,
Весь изогнулся вперед; схватить его – зверь наготове,
Только пронесся над ним человек, легконогий и ловкий,
Спасся от смерти охотник, и громко воскликнули люди.

Иногда на арене ставили своеобразную дверь-вертушку: на столб навешивали четыре широкие двери со вставленными в них крепкими решетками. Двери эти вращались вокруг столба, и охотник, раздразнив зверя, прятался за такой дверью, выглядывал сквозь решетку, толкал перед собой вертушку, выбегал из-за одной двери и прятался за другую, "порхая", по выражению очевидца, "между львиными когтями и зубами". По случаю одной травли арену превратили в лес, прочно утвердив в ней большие деревья. Охотник, увернувшись от медведя, взлетает на дерево, но медведь хороший верхолаз и, преследуя врага, он лезет вслед за ним. Как спастись, куда укрыться? Видеть, как жизнь человека висит на волоске, как он всей своей находчивостью, ловкостью и силой пытается оттолкнуть смерть, глядящую прямо в глаза – это захватывало и волновало окаменелые сердца зрителей.

В амфитеатрах устраивали не только звериные травли. Редких, безвредных и обученных животных выпускали на показ зрителям. Искусство дрессировки стояло в древности очень высоко. О дрессировщиках – их называли "приручителями" – говорили, что они "вводят в общение с людьми медведей, быков и львов, забывших свою  свирепость". Способы дрессировки были, вероятно, жестокими; Плиний обронил мимоходом, что слона, которому учение давалось туго, били. Как бы то ни было, но "приручители" доводили своих зверей до того, что "могли жить с ними в дружбе: учитель совал руку в пасть львам; сторож целовал своего тигра". Лучшими учениками оказывались, конечно, слоны, и чему их только не выучивали! Когда Цезарь, справляя свой триумф, въезжал на Капитолий, по обе стороны его колесницы шло сорок слонов с факелами в хоботах. Слоны выступали на арене, изображали из себя гладиаторов, танцевали под звуки бубна, в который ударял один из них; несли вчетвером носилки, в которых лежал слон, представлявший родильницу. Они всходили и спускались по натянутым канатам. На арене расставляли столы и ложа, на которых укладывались люди; слоны присоединялись к ним, пройдя по ложам с такой осторожностью и ловкостью, что никто из лежавших не бывал задет. Львы и тигры ходили под ярмом и везли колесницы, а дрессировщики времен Домициана обучали львов, поймав на арене зайца, подержать его в пасти, выпустить, опять поймать и снова выпустить. "Лев любит свою добычу, и заяц чувствует себя совершенно спокойно в его пасти", – умилялся Марциал, не упустивший случая польстить Домициану: львы знают, на службе у какого милосердного господина они состоят!

Во времена республики магистраты, которые собирались дать звериную травлю, обращались обычно с просьбой позаботиться о поимке зверей к наместникам провинций, где водились заморские звери. Целий, кандидат в эдилы, не давал покоя Цицерону, упрашивая его прислать ему побольше пантер. Цицерон был тогда (52 г. до н.э.) правителем Киликии; в соседних областях, Памфилии и Писидии, звери эти водились во множестве. "Позаботься об этом, – пристает он к почтенному консуляру, – тебе стоит только сказать слово, приказать и распорядиться; как только их поймают, у тебя уже будут мои люди, чтобы их кормить и перевезти..."; "стыдно тебе будет, если я не получу пантер..." и так из письма в письмо с июля по сентябрь включительно.

При империи, когда звериные травли вошли в моду и устраивались не только в Риме, но и по другим городам (в размерах, конечно, неизмеримо меньших и обычно не на заморских зверей, а только на тех, которые водились  в Италии), охотой на зверей и ловлей их занимались тысячи людей. Покупка и продажа животных составляла крупную отрасль торговли. Кроме местных жителей (а в странах, изобиловавших животными-хищниками, например в Германии, Британии, в М. Азии и Северной Африке, своих охотников было, конечно, много), на охоту посылали иногда и солдат. Медвежатники из I Легиона, стоявшего около нынешнего Кельна, поймали за шесть месяцев 50 медведей. Они были освобождены от всех лагерных работ и занимались одной охотой.

Задача охотника усложнялась тем, что он должен был взять животное живым. Копали ямы, сажали туда козу или поросенка; голодный зверь шел на их голоса и оказывался в ловушке. Ставили тенета, устраивали облавы. Пленников, опутанных веревками и цепями, сажали в крепко сколоченные клетки и отправляли в Рим. Европейские звери ехали сушей медленно, на волах; африканские животные должны были переехать Средиземное море. Весь этот путешествующий зверинец надо было кормить. Если зверей везли императору, то забота об этом лежала на городах, через которые караван проходил. Повинность эта была тяжкая; еды требовалось много. Льву нужно в день 3 кг мяса. А если этих львов было много? А если проводники решили задержаться, как это случилось однажды во фригийском городе Гиераполе, где караван простоял четыре месяца? Возможно, задержка эта была вызвана состоянием животных, трудно переносивших переезд. Бывали случаи, что животные во множестве погибали в пути или приезжали на место больные и обессилившие. Еще труднее было везти детенышей, которых иногда, убив мать, охотник забирал из логова. С ними бывало немало возни: для дрессировки больше всего годились именно они, но вопрос с кормежкой стоял тут особенно остро. Малышам требовалось молоко. Приходилось обзаводиться стадом коз или коров, о прокормлении которых надо было тоже подумать; нужно было нанять людей для ухода за скотом. Начальники каравана не знали, вероятно, покоя ни днем, ни ночью.

Между гладиатором и охотником есть существенная разница: охотник идет на зверя; победу и славу ему приносит не убийство человека, а гибель животного, страшного и хищного. Зрители отчетливо сознают эту разницу. "Охота заслуживает всяческой похвалы", вместо гладиаторской бойни "она предлагает зрелище, где искусство и разумное мужество противопоставлены неразумной мощи и силе", – писал автор трактата "О разуме животных", включенного в нравоучительные сочинения Плутарха. "Охотник творит изумительные дела, мудростью побеждая природу зверя", – писал Либаний. Охота на арене, так же как и настоящая, была для древних чистой школой мужества и его демонстрация

Сергеенко М.Е. Простые люди древней Италии.

0

8

Гладиатор ретиарий

0

9

Гладиаторы гопломах (А) и провокатор (В)

0

10

Гладиатор мирмиллон

0

11

Гладиаторы фракиец (А) и секутор (В)

0

12

Пополнение в школе гладиаторов

0

13

Дневное представление (ноксии, Помпеи, 78 г. н.э.)

0

14

Тренировка в школе гладиаторов (Помпеи, 78 г. н.э.)

0

15

Гладиаторы защищали руки, наматывая на них длинные ремни из недубленой кожи.

+1



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно