искусство римской республики
iv-i века до нашей эры
в первые столетия своей истории рим ничем не выделялся среди остальных городов древней италии. раскопки археологов показали, что самые ранние поселения на месте будущего города появились еще в х веке до н. э. позднее на холмах вдоль реки тибр возникли деревни италийских племен - латинян и сабинян, которые в viii веке до н. э. слились в единую городскую общину.
в viii-vi веках до н. э., как сообщают древние историки, римом правили цари. последние из них происходили из этрусского рода тарквиниев. после изгнания этрусков, с конца vi века до н. э., начинается период римской республики. с ростом рабовладения усиливается имущественное неравенство и обостряется борьба между двумя основными группами свободного населения - богатыми, знатными патрициями и неполноправными плебеями.
последние в iii веке до н. э. добились гражданского полноправия, и патриции лишились своих преимуществ. богатые плебеи постепенно слились с патрициями, составив нобилитет, в руках которого была сосредоточена власть. усилению рима способствовала его крепкая и дисциплинированная армия. в iv-iii веках до н. э рим подчинил свой власти этрусские города, а затем весь апеннинский полуостров. в кровопролитных войнах iii-ii веков до н. э, римляне сокрушили своего главного соперника - карфаген, а вслед за тем завоевали грецию и государства восточного средиземноморья. "римляне покорили своей власти почти весь известный мир. - писал во ii веке до н. э. выдающийся греческий историк полибий, - и подняли свое могущество на такую высоту, какая немыслима была для предков и не будет превзойдена потомками".
к i веку до н. э. рим создал крупнейшую рабовладельческую державу древнего мира. постоянный приток рабов из числа пленных, захваченных во время войн, способствовал расцвету рабовладельческого строя. рост крупного землевладения в италии сопровожпался упадком мелких средних земельных собственников. бесчеловечная эксплуатация рабов порождает в конце ii-i века до н. э. грандиозные восстания. обостряются социальные противоречия между полноправными римлянами и италийским крестьянством, которое боролось за землю и политические права, между сенаторской знатью, правившей римом, и новыми слоями разбогатевших рабовладельцев, между римом и покоренными провинциями. борьба за власть внутри рабовладельческого класса вылилась в i веке до н. э. в длительные гражданские войны, которые завершились падением республики и установлением империи.
римская культура развивалась под сильным влиянием этрусков и греков. воздействие этрусков было особенно значительным в раннюю эпоху. римляне заимствовали у этрусков деление граждан на сословия и государственные должности, религиозные представления и обычаи, строительную технику и театральные зрелища, военную организацию и гладиаторские бои. на протяжении почти всей истории римской республики, вплоть до ii века до н. э., сохранялось культурное преобладание этрусков.
завоевание греции помогло лучшему знакомству римлян с сокровищами греческой цивилизации. римский поэт гораций говорил: "греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в лаций суровый внеся искусства..." хотя в этих словах, несомненно, есть поэтическое преувеличение, гораций образно подчеркнул тот факт, что римляне преклоняпись перед художественным гением греков. литература и мифология, театр, поэзия и философия древней эллады оказали сильное влияние на культуру рима, уже во ii веке до н. э. греческий язык стал языком высшего общества.
рим посещали выдающиеся философы, историки и ораторы греции. расцвет рабовладельческих отношений в iii-i веках до н. э. и огромный приток богатств из покоренных стран изменили жизнь римлян. суровые и строгие нравы первых веков истории рима уходят в прошлое. появляются богатые виллы, в быт входят предметы роскоши - красивая серебряная посуда, ковры из золотой парчи, драгоценности. с конца iii века до н. э. римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства. это способствовало развитию художественного вкуса римлян. общественные здания, храмы и площади рима напопнились прекрасными статуями. среди них были и творения таких великих мастеров, как фидий, мирон, поликлет, скопас, пракситель, лисипп.
автор: б. ривкин. "античное искусство". 1972.