Янус(Janus) - один из древнейших римских богов, занимавший выдающееся место в римском ритуале. О сущности религиозного представления, которое воплощалось в нём., уже в древности высказывались различные мнения. Так, Цицерон ставил имя бога в связь с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода; другие полагали, что Янус олицетворяет собою хаос (Ja nus = Hianus), или воздух, или небесный свод; Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца. Последнее мнение нашло защитников и в новейшей литературе; другие считают его символом неба. Все вышеприведенные объяснения в новейших исследованиях по римской религии и мифологии уступили место новому и простому толкованию, по которому имя Янус отожествляется с латинским словом ianus (дверь, дверной проход) и этот бог характеризуется как бог двери, свода, арки, прохода. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Янус стали изображать двуликим (geminus) - образ, естественно вытекающий из представления двери, как двустороннего предмета.
Итак, Янус первоначально был божественным привратником, которого призывали в гимне Салиев под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий); атрибутами его служили ключ и необходимое оружие привратника, отгоняющего непрошеных гостей - палка. Как в противоположность очагам частных домов существовал на римском форуме государственный очаг - Vesta populi Romani Quiritium, так же точно у римлян была входная дверь, ведшая в атриум государства - на римский форум, так называемый Janus Quirinus. Это было древнейшее местопребывание (может быть святилище) Януса, в северной части форума, состоявшее из двух сводов, которые были соединены стенными перегородками, так что образовали крытый проход. В центре арки возвышалось изображение двуликого бога. Арка двуликого Януса была сооружена, по преданию, Нумою Помпилием и должна была служить, согласно завещанию царя, показательницей мира и войны (index pacis bellique): в мирное время арка запиралась, в военное время двери ее оставались открытыми.
Сомнительно, чтобы этот обряд был древний; но в последние годы республики он соблюдался, и Август хвалился тем, что при нем арка была закрыта трижды (в первый раз после битвы при Акции, в 30 г. до Р. Х.; во второй раз - по окончании войны с кантабрами в 25 г. до Р. Х.; в третий раз - по окончании войны с германцами, в 1-м году до Р. Х.). Так как с понятием пространства смежно понятие времени (ср. initium - вход и начало), то Янус, будучи богом входа, вместе с тем считался покровителем всякого начала, первой ступени или момента в каждом акте и явлении. Его призывали в начале какого бы то ни было молитвословия; первый праздник римского религиозного года был установлен в его честь; в периоде дня Янусу был посвящен утренний час (отсюда эпитет бога - Matutinus), в периоде месяца - календы (первое число), в периоде 12-месячного года - первый месяц, названный по имени Януса январем (Januarius). Близкое отношение бога к понятиям времясчисления привело к представлению о Янусе как о божестве, управляющем движением года и вообще времени: некоторые статуи его выражали эту идею в расположении ручных пальцев, причем пальцы правой руки изображали число ССС (т. е. 300), а пальцы левой руки - число LXV (==65), т. е. пальцы обеих рук, в таком их положении, показывали число 365 дней года.
Вместе с тем Я. охраняет каждого человека в первые моменты его утробной жизни, с акта зачатия (Janus Consevius), и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек с момента зачатия до рождения. Вообще, как бог всякого начала, он древнейший и первый из римских богов, но первый не в космогоническом смысле, а как божество начала в отвлеченном значении этого слова. Специальным жрецом Януса был Rex sacrorum, занимавший в иерархии римского жречества первое место. По свидетельству Варрона, Янусу было посвящено двенадцать алтарей, по числу месяцев года. В разных частях города возвышалось несколько янусов (ворот); ими заканчивалась большая часть улиц, выходивших на римский форум. В древнейшее время собственных святилищ Януса не было, если не считать его арки на римском форуме. Первый храм, о котором имеются сведения, был построен во исполнение обета, данного Гаем Дуилием в битве при Милах (260 г. до Р. Х.).Император Август предпринял восстановление храма, при чем древняя статуя бога была заменена привезенным из Египта изображением двуликого Гермеса, работы Скопаса. При Домициане было сооружено святилище так назыв. Четырехликого Януса, изображение которого было привезено в Рим из Фалерии еще в 240 г., по взятии этого города римлянами. Древнейшее изображение Януса сохранилось на ассах первой римской чеканки: это - бородатая двуликая голова, рисунок которой был создан, по мнению Виссовы, специально для первых медных монет, представлявших притом же единицу ценности. Фантазия поэтов и ученых создала немало этиологических сказаний, связанных с именем Януса; сложились, напр., сказания о том, что Янус был доисторическим царем Лация и Яникула. Ему, как и Сатурну, приписывались различные изобретения (кораблестроение, чеканка монет) и вообще доброе влияние на развитие культуры (напр., плодоводства, земледелия). Янус был также покровителем путников и хранителем дорог, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли. В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в начале года — белый бык.
В образе Януса присутствуют и космические коннотации. У Овидия двуликий Янус, как воплощение начала и конца, отождествляется с хаосом, из которого возник упорядоченный мир; в ходе этого процесса сам Янус из бесформенной глыбы-шара превратился в бога, вращающего, по Овидию, ось мира.
В близком отношении к Янусу стояли божества Mater Matuta и Portunus, из которых первая была богиней утреннего света и, подобно Юноне Люцине, призывалась женщинами при родах, а второй был двойником Януса, как это явствует из сопоставления имен; portus в первоначальном смысле означает то же, что porta или janua (ianus). Co временем слово portus (ворота) стало употребляться в смысле гавани (т. е. ворота реки или моря), и Портун сделался богом гаваней. Имя Януса носил холм Яникул.
О существовании культа Януса вне Рима не имеется никаких сведений, хотя функция стража ворот и двойной лик известны и в других культурах, особенно в африканских. Можно увидеть сходство в двухголовом божестве, которого бушмены Суринама всегда ставят при въезде в деревню. Совершенно независимо от романского символа в Центральной Африке встречаются накладные маски из дерева со сдвоенными обличьями: одно черное (негроидное), другое - белое.