Добавить в Избранное

Древний Рим: Республика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Древний Рим: Республика » Римский Форум // Forum Romanum » Путешествие в Древний Рим


Путешествие в Древний Рим

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Путешествие в Древний Рим

(статья реконструкторов античной эпохи)

Об этом человеке мы узнали несколько лет назад, прочитав заметку в журнале «Наука и жизнь» еще советских времен. Речь там шла о том, что живет в Германии в городе Кёльне некий зубной врач по имени Клаус Шваб. Но мало ли в Германии зубных врачей? Чем же он должен был таким выделиться на нелегкой стоматологической ниве, чтобы попасть в советский журнал? Оказывается, врачей то много, а вот такой только один. И прославился он не тем, что придумал какой-то уникальный способ лечения зубов или конструкцию протезов, а тем, что скучно ему стало банально драть зубы у пациентов (а это, похоже, единственно признаваемый местными эскулапами способ лечения – сначала выдрать у пациента все, что торчит, а потом сделать ему протезы стоимостью в несколько тысяч евро), и он организовал, ни много, ни мало, древнеримскую когорту. И вот с этой когортой, переодевшись в древнеримские доспехи и вооружившись до зубов древнеримским оружием, ходит он в походы по родной древней Галлии, охраняя границы древней Римской империи.

Эта заметка нас очень заинтересовала, потому что в те годы мы как раз занимались в Украине ролевым моделированием. Нам захотелось узнать, что же представляют из себя немецкие ролевики, и потом, уже живя в Германии, мы исполнили давнее намерение. Узнав адрес господина Шваба, мы нагло напросились к нему в гости. Вежливый стоматолог не отказал, и вот в начале апреля 2000 г. мы встретились.

Оказалось, что мы – первые русские, с которыми он беседует. Советский журналист, тиснувший о нем заметку, никогда с ним не встречался, а написал все по материалам зарубежной прессы. Впрочем, в те времена это было обычным явлением. Мы, правда, сразу же, как говорится, сели в лужу, назвав нашего визави ролевым игроком. Господин Шваб обиделся, и заявил, что никакого отношения ни он, ни его друзья, к играм не имеют, а занимаются серьезной научной деятельностью.

Интересуясь с детства историей Древнего Рима, герр Шваб (фото 1) в 1985 г. организовал объединение, в которое вошли такие же энтузиасты, и занялся реконструкцией древнего быта в научных целях. Никакой игры, никакой имитации – члены общества, а постоянных членов около тридцати человек, не считая большого числа добровольных помощников, вместе с сотрудниками музеев и научными работниками разных стран тщательно изучают первоисточники, кропотливо восстанавливая по сохранившимся чертежам и описаниям одежду, оружие, предметы труда и обихода. Пользуясь исключительно технологиями и материалами, присущими тому времени, они по крохам добились поистине колоссальных результатов. Организовав собственное литейное, кузнечное, гончарное, деревообрабатывающее и портняжное производство, «римляне» смогли полностью воспроизвести быт и атмосферу Римской империи первого века нашей эры. Почему именно этого времени? А потому, что первый век нашей эры – это «золотой век» Древнего Рима. В это время империя достигла максимального расцвета. Ее границы протянулись от нубийской Африки на юге до германского Рейна на севере. Вся Европа стала римской. Под крыльями римского орла дикари-африканцы и буйные североевропейские варвары приобщились к государственному порядку и высочайшей античной культуре. Позже христианство стерло эту культуру с лица земли. Были разрушены храмы и академии, сожжены книги и летописи, а сами гордые и воинственные римляне выродились в крикливых неорганизованных макаронников, начисто лишенных боевого духа.

Но теперь ученые могут не просто прочитать в книжках о том, как выглядели древние римляне, а увидеть их воочию. Члены общества совершают походы по Европе, регулярно организовывают совместно с музеями дни римской культуры. В тех местах, где сохранились античные памятники истории, разбивает военный лагерь римская когорта, и вокруг него мгновенно закипает жизнь древнего поселения. Здесь каждому находится дело. Солдаты-легионеры под руководством офицеров, отдающих команды на латыни, строят укрепления и ставят кожаные палатки, охраняют лагерь и упражняются во владении оружием. Рубятся на мечах, метают дротики, стреляют из огромной катапульты. Кузнецы куют металл, повара готовят пищу в посуде, сделанной тут же гончарами, даже муку для хлеба изготовляют сами на походной каменной мельнице. Цирюльники бреют бороды и могут любому желающему сделать модельную стрижку. Разумеется, по моде двухтысячелетней давности. Женщины… Женщинам в военном лагере во все времена тоже было, чем заняться!

Понятно, что имитируется таким образом только внешняя, материальная сторона древней жизни. Тем, кто родился и вырос в сегодняшнем мире, невозможно в полной мере прочувствовать образ мыслей и нравы людей того времени. Такое хобби – отнюдь не дешевое увлечение. Стоимость комплекта одежды, доспехов и вооружения, даже при том, что большая часть делается своими руками, составляет около семи-восьми тысяч евро. Труда это требует неимоверного. Одна только кольчуга состоит из пятнадцати тысяч колец, которые надо изготовить, сплести и заклепать. А пошить из кожи и проклепать солдатские сандалии-калиги? Понятно, что позволить себе «развлекаться» таким образом могут только люди обеспеченные, состоявшиеся в жизни профессионалы.

* * *

Солнце немилосердно палило, заливая ослепительным светом желтый песок арены амфитеатра. Гладиаторы медленно двигались по кругу, стараясь встать так, чтобы солнце ослепило противника. Пот градом лился по лицам и телам воинов. Пожилой наставник (doctor) внимательно следил, чтобы бойцы соблюдали правила поединка. Внезапно ретиарий набросил сеть на своего врага, рослого фракийца, и стремительно атаковал, стараясь ударить трезубцем над верхним краем щита. Запутавшийся в сети фракиец маневрировал, пытаясь отбить трезубец, и отчаянно отмахивался мечом, норовя пронзить незащищенного соперника. Ретиарий налег всем телом на трезубец, отгибая книзу щит, и попытался проткнуть клинком горло фракийца. Тот отступил назад, но споткнулся и опрокинулся на спину. Лежа на песке, он прикрывался щитом и отчаянно извивался, уклоняясь от града ударов, но при этом все сильнее и сильнее запутывался в сети. Наконец ретиарий трезубцем пригвоздил меч фракийца к песку, наступил на его щит, прикоснулся мечом к горлу и посмотрел на зрителей. Толпа, наполнявшая амфитеатр, возбужденно завопила, поднимая большие пальцы правой руки кто вверх, даруя побежденному жизнь, а кто вниз, требуя его смерти. Этих оказалось больше. Vae victis! Горе побежденному! И кинжал ретиария коротко рухнул вниз…

* * *

Чтобы увидеть все это, нам не понадобилась машина времени. И съемки «Гладиатора-2» тут тоже были не при чем. Просто 9-10 июня 2000 г. в Ксантене (Северный Рейн-Вестфалия) состоялись «дни культуры Древнего Рима» – потрясающее по своей красоте костюмированное действо, в процессе которого члены нескольких немецких обществ, объединяющих любителей и знатоков римской истории и культуры, демонстрировали собравшимся толпам зрителей различные аспекты античной жизни.

Место проведения мероприятия было выбрано не случайно. Ксантен – один из старейших германских городов. В 16 году до н.э. На горе Фюрстенберг близ современного Ксантена возник первый римский военный лагерь на Рейне, который назвали Vetera castra – старый лагерь. Он был важнейшим опорным пунктом римлян в Германии. В первом веке нашей эры лагерь был расширен, но в 70 году подвергся разрушению во время восстания батавов (голландцев). Позже он был восстановлен чуть в стороне, в районе Бизлихского озера. Рядом с лагерем возникло гражданское поселение, в 100 году у достоенное чести называться именем императора Траяна – Colonia Ulpia Traiana. Город в те времена имел большое хозяйственное значение, являясь прирейнским портом. Да, да, тогда не только воздух был чище и девки моложе, но и реки текли не совсем так, как сегодня. Железные легионы надёжно хранили северные границы огромной империи. Но римское государство постигла участь всех колониальных империй. Коренные жители этих мест, германские племена, недолго терпели власть захватчиков и вскоре не только изгнали их со своей земли, но и ворвались в Рим, варварски разрушив его и подарив миру термин «вандализм» (впрочем, последним мир обязан не германцам, а славянам, ибо вандалы, они же венды, были не германцы, а наши соплеменники). Однако, даже разрушенный и сожженный, Рим оказал такое огромное влияние на умы и сердца северян, что те прониклись чувством сопричастности к его культуре и назвали свое возникшее из руин Вечного города государство Римской империей германской нации. Искра пассионарности, першедшая от латинян к германцам, воспламенила народы Центральной Европы и придала мощный импульс нашей цивилизации.

С уходом римлян в 276 году Ксантен не превратился в захудалый медвежий угол. В VI веке он стал называться «Ad sanctos» («У святых») в честь могил мучеников,  почитавшихся тут. Этот город дал миру великого Зигфрида – героя знаменитой «Песни о нибелунгах». Здесь погиб мученической смертью святой Виктор, которому посвящен Центральный алтарь Ксантенского собора, одного из древнейших и красивейших соборов Германии. В 1945 году авиация союзников разрушила собор, но город отстроил его заново во всей первозданной красе. Вообще, ксантенцы очень бережно относятся к истории своего города, который по сей день окружает полностью сохранившаяся средневековая крепостная стена. Обществу любителей старины в Ксантене уже почти полтора века. Именно его усилиями в 1879 году были обнаружены и раскопаны остатки римских бань – терм, являющиеся сегодня одной из достопримечательностей Ксантена. Огромный комплекс, включавший в себя бассейны с горячей, теплой, и холодной водой, парилку и спортплощадку был, судя по всему, ничуть не хуже суперсовременного фитнесс-центра. Впечатляют и развалины древнего языческого храма (фото 2). Правда, ученые так и не смогли установить, какому же именно божеству он был посвящен.

Да, так вернемся к нашим баранам, то есть, римлянам. Их тут было не меньше трех сотен, если не больше. А вот зрителей собралось – не сосчитать. По аллеям парка бродили толпы народа (фото 3, 4), еще больше людей оккупировали скамейки древнего амфитеатра, на арене которого проводились бои гладиаторов (фото 5-14). Но и кроме них была масса интересностей. Вдоль аллей располагались военные лагеря легионеров, где можно было в подробностях рассмотреть детали доспехов и вооружения (фото 14-18), да еще, к тому же, и примерить их (фото 19-20). Военные врачи рассказывали, как было организовано медицинское дело в древности (фото 21), повара готовили пищу (фото 22) тренирующимся невдалеке легионерам (фото 23-25). Боевые вопли последних регулярно оглашали окрестности, предупреждая зевак, что им нужно немедленно убраться с пути стремительно несущихся в атаку когорт. “Барра!” – боевой клич римлян, напоминающий рев разъяренных слонов, заставлял врагов заранее дрожать от страха.

Особый интерес вызывали выстроившиеся в ряды лавчонки (фото 26-28), где за древнеримские сестерции можно было купить римские и кельтские украшения, одежду, обувь, оружие и доспехи, предметы быта, сделать прическу, покушать в таверне еду приготовленные по древним рецептам. При этом мастера тут же рассказывали, как все это делается. Впрочем, если кто не имел сестерциев, он мог купить все это за обычные немецкие марки (тогда в ходу еще были марки, евро ввели только с 1 января 2001 г.) по курсу – 1 сестерций за одну марку. Мы с удовольствием слопали бутерброды из очень вкусного серого хлеба с оливковой и творожной пастами, курагу со специями, сыр и запили все это красным сухим вином и муслумом – напитком, изготовленным из белого вина и меда.

В военном лагере шестого легиона мы встретили нашего знакомого – центуриона Клауса Шваба (фото 29,30), одного из главных организаторов этого увлекательнейшего зрелища. Он со знанием дела проконсультировал нас по поводу истории своего легиона, разгромленного в Палестине, но потом вновь возрожденного в Испании и переброшенного в Германию (фото 31). К сожалению, его рассказ длился не так долго, как нам бы хотелось (а такого знающего рассказчика можно было бы слушать и слушать!), потому что герр Шваб вынужден был вернуться к своим обязанностям боевого командира. Прозвучала отрывистая команда, со стуком сомкнулись щиты воинов и стальная стена неудержимо двинулась вперед.

Орел шестого легиона

(археологическая песня)

Пусть я погиб под Ахероном

И кровь моя досталась псам,

Орел 6-го легиона,

Орел 6-го легиона

Все так же рвется к небесам.

Орел 6-го легиона,

Орел 6-го легиона

Все так же рвется к небесам.

Все так же быстр он и беспечен

И, как всегда, неустрашим.

Пусть век солдат так быстротечен,

Пусть век солдат так быстротечен,

Но вечен Рим, но вечен Рим.

Пусть век солдат так быстротечен,

Пусть век солдат так быстротечен,

Но вечен Рим, но вечен Рим.

Пот, кровь, мозоли нам не в тягость

На раны плюй – не до того!

Пусть даст приказ Тиберий Август,

Пусть даст приказ Тиберий Август –

Мы с честью выполним его.

Отдал приказ Тиберий Август,

Отдал приказ Тиберий Август –

Умри, но выполни его!

Под палестинским знойным небом

В сирийских шумных городах

Калиг солдатских топот мерный,

Калиг солдатских топот мерный

Заставит дрогнуть дух врага.

Предупреждением "Quos ego!"

Предупреждением "Quos ego!"

Заставим дрогнуть дух врага.

Сожжен в песках Ершалаима,

В водах Евфрата закален,

В честь императора и Рима,

В честь императора и Рима

Шестой шагает легион.

В честь императора и Рима,

В честь императора и Рима

Шестой шагает легион.

Пусть я погиб под Ахероном

И кровь моя досталась псам,

Орел 6-го легиона,

Орел 6-го легиона

Все так же рвется к небесам.

Орел 6-го легиона,

Орел 6-го легиона

Все так же рвется к небесам.

"Quos ego!" – "Вот я вас!" (лат.)

Путешествие в Древний Рим (статья-источник) ссылка

0

2

хорошая песня) но почему "погиб под Ахероном"?

0

3

Жаль, что я там не был.

0


Вы здесь » Древний Рим: Республика » Римский Форум // Forum Romanum » Путешествие в Древний Рим


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно