Римская аристократическая республика (509-527 г до н. э.)

Начальной точкой отсчёта истории Рима считается VII--VI века до н. э. когда он был основан. К середине VI века относится становление в Риме монархической формы правления, в это же время происходит расслоение общества на патрициев и плебеев. Политическую активность имели только патриции, однако в отличие от Спарты царь (rex) имел достаточно широкие полномочия. В V веке rex Сервий Тулий провёл социальную реформу, по которой всё население Рима было поделено на пять разрядов по имущественному цензу. В результате этого занимать государственные должности могли представители только первых двух разрядов, так как они занимали большинство центурий (всего центурий 193 , первый разряд-18 , второй-80).

Однако эта реформа не смогла урегулировать резкие социальные противоречия и в результате этого форма правления в Древнем Риме меняется с монархической на республиканскую. Произошло это в 509 году до н. э. Должность Rex формально не была ликвидирована, но у него была отнята всякая светская власть. Ему были оставлены только некоторые религиозные функции. На это указывает название его должности (rex sacrorum, rex sacrificus, rex sacrificulus).

Главным органом власти римской республики был сенат. Который развился из совета старейшин союза римских племён. По числу родов сенаторов было 300 человек. Назначали их особо уполномоченные лица - цензоры. Всякий вопрос, предложенный на решение центурии, предварительно обсуждался в сенате. По обычаю сенат должен был подчиняться решению народного собрания, однако если сенат находил, что это решение “ не соответствует интересам Рима ”, а на самом деле сената, то последний имел право наложить на него вето. Не имея законодательной власти, сенат берёт в свои руки право толкования законов, что во многих случаях равносильно законотворчеству. Также по решению сената один из консулов назначал диктатора, которому принадлежала вся полнота власти и полная безотчетность, но в целях ограничения его своеволия максимальный срок, на который эту должность можно занимать был установлен в шесть месяцев. Однако эта экстраординарная магистратура применялась только в случае огромной опасности для государства (например, восстание Спартака). К компетенции сената также относились многие дела по государственному управлению: в частности распоряжение казной и всеми делами, связанными с ней; внешние соотношения; военное дело в сфере назначения командующих и т. д. К тому же сенат ведал назначением на должность управителя провинции. Так же, не обладая судебными функциями, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания на счёт конкретных дел. В большей мере именно из-за состава и компетенции сената римскую республику называют аристократической. Но не несмотря на это римская республика имела и многие демократические магистратуры. Главной из них было народное собрание. Со временем, под воздействием плебейских масс, правительство вводит (в 494 году до н. э.) новую магистратуру плебейского трибуна, который имел право вето даже в отношение решения сената. В последствии плебеи постоянно ведут “войну” с патрициями, и во многих случаях не безуспешно: в 451 году до н. э. выходит закон Канулея, по которому разрешались браки между плебеями и патрициями. В 366 году до н. э. закон Леция и Секстия установил то, что один из консулов  отныне обязательно должен был быть плебеем. В 326 году до н. э. законом Петелия была отменена долговая кабала. И в 287 году до н. э. закон Гортензия уровнял решения плебейских и патрицианских собраний. Так же в III веке до н. э. все пять разрядов получают одинаковое количество центурий (по 70 каждый).

К демократическим магистратурам можно также отнести консулов. К их компетенции относились некоторые военные дела, они же осуществляли высшую административную власть и имели право вето в отношении решения любой магистратуры кроме плебейского трибуна.

Следующей магистратурой была коллегия преторов (сначала два, а затем и более). Как и консулы, они имели власть cum imperium . Однако действовали больше в сфере судопроизводства. Обе эти магистратуры были подотчётны народному собранию и в случае злоупотребления несли суровое наказание.

Если брать в общем - то все римские магистратуры строились на пяти принципах: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Как сразу становится видно, только принцип безвозмездности был явно антидемократичным. Поэтому обвинения Рима в чрезмерном аристократизме не совсем верны.

Однако в I веке до н. э. наблюдается резкий кризис республиканского строя, который вылился в ряд гражданских войн и восстаний рабов. В этих войнах борьба идёт между тремя партиями: оптиматами (наследственной земельной аристократии), конниками (торговцы, вольноотпущенные и др.) и полуларами (представители интересов морского и сельского плебса - мелких землевладельцев, ремесленников). К тому же происходит резкий упадок морали римского общества. Если в первые годы республики иметь золото было антиморально, то впоследствии все стали его накапливать, и если раньше на первом месте стояли государственные интересы, то теперь на передний план выходят личные блага. Однако главной причиной падения римской республики были её размеры. Ввиду того, что в результате завоевательных войн Рим присоединил к себе огромные территории, с враждебно настроенным населением, республиканская форма уже не могла удовлетворить интересы римского государства. И поэтому в результате различных событий магистратура диктатора становится фактически незаменимой, что дало возможность убедиться в том, что единоличное правление более продуктивно для такого государства как Рим. Поэтому после смерти диктатора Цезаря его племянник Октавиан в 30 году до н. э. становится трибуном, в 28 году до н. э. он получает звание “ princeps senatus ” - первый сенатор, в 27 году до н. э. - звание imperium (высшая власть), а в 14 году до н. э. получает статус Августа (другими словами божественного). Именно одну из этих четырёх дат историки считают датой окончания республики.

Однако следует сказать несколько слов о форме правления, которая наступила после республики - принципат. Долгое время в науке шёл спор о том, что это такое: монархия или республика. Ибо данная форма правления содержала в себе черты и первого и второго. В результате появилась точка зрения,  что это была диархия, то есть форма правления, сочетающая в себе как черты республики, так и монархии. Доказывает это, прежде всего то, что хотя власть принципса и была наследственной (один из основных признаков монархии), но официального закрепления это не получило и de jure принципа выбирали (что является признаком республики). Так же следует сделать акцент на то, что сохранились многие магистратуры республики, например сенат. Так что если посмотреть на принципат с точки зрения современной юридической науки, то данную форму правления можно охарактеризовать как суперпрезидентскую республику. Однако в 192 году н. э. принципат сменяется доминатом (от латинского Dominus - господин). При этом все старые республиканские учреждения исчезают, и все должности назначаются императором. Данную форму правления можно охарактеризовать как неограниченную монархию. И, наконец, после раздела 395 года н. э. в 476 году Римская империя прекратила своё существование.

Подводя общий итог, прежде всего, следует отметить тот огромный вклад, который римское общество того времени сделало для развития современной юридической науки. Например, применительно к данной теме можно сказать, что именно в Риме появился сам термин республика, причём применялся он именно к определению римлянами формы правления своего государства. Что же относительно самой республики то она имеет свои отличительные черты:

1) в отличие от Спарты в Риме была социальная группа, которая постоянно боролась за свои права (плебеи);

2)во-вторых, к концу республики территория Рима значительно расширилась, что сыграло свою роль при смене формы правления;

3)в отличие от той же Спарты в Риме практически не было влияния пережитков первобытно-общинного строя;

И  в Риме  падение республиканского строя произошло не от изжития им самого себя, а от внешней причины: расширения территории, управление которой при помощи республиканской формы правления невозможно.