В эпоху раннего железного века (X – VIII dd/) на территории Рима были разбросаны родовые поселки. Жители холма Палатина, подобно другим жителям Лация, сжигали своих умерших. На Квиринале и Виминале покойных погребали в деревянных колодах, как в Сабинской области. Поэтому считается, что Палатин и ближайшая возвышенность Велия принадлежали латинам, а северные холмы – сабинам. Эти племена частично выселили, а частично ассимилировали своих предшественников – лигуров, сикулов и т. д. Селились люди преимущественно на холмах, но постепенно осваивали в хозяйственных целях и низины между ними. Жили в хижинах, круглых или прямоугольных в плане, на деревянном каркасе с глиняной обмазкой. Рядом с ними, равно как и в окружающих рощах, находились святилища божеств, покровителей рода и местности. Поодаль от жилья располагались могилы, в лесах по холмам и в болотистых луговинах люди пасли скот. Поселения защищались рвами, насыпями, строились сторожевые башни.
Понемногу поселки расширялись и объединялись между собой. Первыми объединились поселки Палатина и Велии, затем в единую с ними общину слились деревни других холмов. На Капитолии выросла общая для всех крепость. Истоки синойкизма связываются в традиции с легендарным Ромулом. Таким образом, начало царской эпохи знаменовало собой начало истории объединенной римской общины.
В это время народ Рима (populus) состоял из трех родовых триб (племен). Нам известны только их поздние этрусские названия – тиции (сабины), рамны (латины) и луцеры (этруски). Преобладали латины и сабиняне, а этрусков почти не было. Трибы служили базой комплектования всаднических отрядов.
Вторым элементом общества были 30 курий – союзов мужчин-воинов. Курии выставляли пешее войско.
Основой социальной структуры были роды (gentes). Сначала их было 100, а при этрусских царях – 300.
Римский род представлял собой общину. Он был отцовским, экзогамным, характеризовался правом взаимного наследования, правом принимать чужаков, избирать и смещать старейшин, а также обязанностью сородичей оказывать друг другу помощь. Родичи имели общее место поселения и погребения и носили одно родовое имя (nomen), произведенное от реального или мифического прародителя. Так, Юлии, например, вели свое происхождение от Аскания-Юла, приходившегося внуком самой Венере. Род имел свои религиозные культы. Юлии особо чтили Вейовиса и Венеру, Потиции и Пинарии отправляли культ Геркулеса, а Навции – Минервы. О числе членов рода можно судить по такому факту: 306 родичей Фабиев, погибших в начале V в. до н. э. в битве при реке Кремере, составляли все мужское боеспособное население этого могущественного рода.
Социально-экономической основой рода была коллективная родовая собственность на землю. Сообща родичи пользовались небольшой ее частью в виде лесов и лугов. Основной же земельный фонд распределялся между большими отцовскими семьями (familia), включавшими 3 – 4 поколения потомков главы семьи (pater familias). Римская фамилия обладала общностью имущества и представляла собой основную хозяйственную единицу общества. Постепенно в ней возрастало значение pater familias, он становился единственным собственником всего достояния семьи.
Управление Римом осуществляли Сенат, комиции и царь. Сенат (senatus от лат. senex – старец) был советом из 100, а потом из 300 старейшин, pater familias, представлявших роды. Комиции в переводе с латинского означают сходку, т. е. народное собрание мужчин-воинов. Собирались они по куриям, откуда их название – куриатные комиции. По рекомендациям сената на комициях выбирался царь (rex), обладавший функциями военного вождя, жреца и судьи. Члены родов были равны между собой. Все старшие главы семей могли входить в Сенат, так что римский народ представлял собой детей или потомков реальных, либо потенциальных отцов-сенаторов, patres, потому называли их патрициями. Таким образом, первоначальный populus и патриции совпадали.
На заре царского времени в Риме были все элементы военной демократии. Но уже тогда Рим начал выходить за пределы родоплеменного строя. Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост населения способствовали подвижности народа и разрыву родственных связей. Наряду с гентильными (родовыми) складывались общины соседского характера. Развивалось патриархальное рабство и частное владение землей внутри общин. Это ускоряло расслоение между родами и внутри родов, свойственный первобытности принцип авторитета по старшинству, опытности, мудрости заменялся принципом знатности, родовитости. Древнейшими патрицианскими родами были Юлии, Горации, Куриации, Фабнии и др. Обедневшие члены родов искали помощи у более богатых и знатных. Первые становились клиентами (cliens – послушный, зависимый), а вторые – их патронами, покровителями. Патрон выделял землю клиентам, защищал их в суде, давал им свое имя, а клиенты составляли его боевую дружину. Узы патроната – клиентелы считались священными, нарушение их каралось смертью.
Картина социальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а также добровольных пришельцев, иногда целых родов, привлеченных удобством места. Сначала пришельцы включались в родовую организацию трех триб и тридцати курий. Но потом доступ в нее был прекращен, и переселенцы оказались на положении неполноправных, поскольку были лишены участия в куриатных комициях и в Сенате. Число их увеличивалось, почему их стали называть плебеями, плебсом (от лат. plebe – наполнять) .
Плебеи, как и патриции, жили большими отцовскими семьями, составлявшими часть рода. Но поскольку их роды не входили в три римские трибы, они не участвовали в войнах, получали только небольшой земельный надел и не могли увеличить его землей из общественного фонда (ager publicus), который образовывался путем завоеваний. Поэтому плебс занимался не пастушеством, требовавшим больших площадей, а земледелием, ремеслом и торговлей. В его среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной собственности и, как следствие этого, имущественная дифференсация. Но и богатые, и бедные плебеи были одинаково бесправны.
Так в рамках царской эпохи росло социальное неравенство. Сначала выявились сословные различия внутри populus между патрициями и клиентами, а со второй половины VII в. до н. э. наметилось формирования архаических классов-сословий, патрициев и плебеев. В VI в. до н. э. этот процесс усилился.
Для укрепления своей власти царям было необходимо подавлять родовую верхушку, влияние которой строилось на фундаменте родовой организации, и найти социальную опору помимо родовой аристократии. С этой целью цари укрепляли свое имущественное положение, расширяли свой имущественный надел. Все свободнее распоряжались они завоеванными землями, составлявшими общенародную собственность (ager publiens). Самолично, начиная с Ромула, раздавали они землю отдельным воинам, а не через посредство курий. Сервий Туллий ввел деление всей римской территории на 21 округ. Эти округа были названы трибами. Было 4 городских и 17 сельских триб, в которых находились как гентильные, так и соседские общины, жили как патриции, так и плебеи. Таким образом Сервий Туллий перемешал римское население. Этому царю приписывается перераспределение земель между богатыми и бедными. Цари принижали значение патрицианской знати также путем установления общеримских культов и жреческих коллегий. Уже при Нуме наряду с почитанием богини огня Весты в каждом родовом подразделении и доме был организован ее общеримский культ и воздвигнут общий храм на Форуме. К Нуме же относят учреждение общеримской верховной коллегии жрецов-понтификов.
Важнейшей заботой царей было создание независимого от родовых ополчений войска. Уже Ромул, по традиции, создал отряд из 300 телохранителей-целеров. Тарквиний Древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, а Сервий Туллий совершенно изменил самый принцип комплектования войска. Античные авторы передают, что Сервий поделил все мужское население Рима, т. е. и патрициев, и плебеев, на шесть имущественных разрядов. К 1-му разряду относились люди, обладавшие имуществом не менее чем на 100000 медных ассов (монет), ко 2-му – 75000 ассов, к 3-му – 50000 ассов, к 4-му – 25000 ассов, к 5-му – 11500 ассов. Все бедняки входили в 6-й разряд – пролетариев, богатством которых было лишь их потомство (proles). Каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых единиц, центурий (сотен). 1-й разряд – 80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий всадников, 2-й разряд – 22, 3-й – 20, 4-й – 22, 3-й – 30 центурий и 6-1 разряд – 1 центурию, всего 193 центурии. Экипировка воинов различных разрядов по нисходящей становилась все более легкой и дешевой.
Реформа Сервия Туллия имела не только военное значение. На основе центуриатного порядка вырос новый вид народных собраний – центуриатные комиции, где центурия была голосующей единицей. Фактическое число людей в центуриях было различным: в пролетарской – несколько сотен, а в перворазрядной – несколько десятков. Если учесть, что на долю 1-го разряда приходилось 98 голосов из 193, станет ясным, что все вопросы в собрании решались голосами наиболее богатых, как патрициев, так и плебеев. Несмотря на тимократический принцип реформа Сервия Туллия носила демократический характер. Она явилась первым шагом на пути включения плебса в состав populus, превращавшегося из совокупность членов гентильных единиц в коллектив граждан. Вместе с тем появление новых комиций оттеснило на задний план куриатные собрания, в ведении которых остались преимущественно дела, связанные с родовыми культами. Это ослабляло значение патрициев в обществе и усиливало царя.
В современной науке считается, что Сервию Туллию приписан в древности ряд установлений более позднего времени. Но безусловно признается учреждение им: 1) территориального деления Рима; 2) цензового принципа деления общества; 3) общего войска из патрициев и богатых плебеев.
Усиление царской власти сказывалось в том, что последние цари овладевали троном без избрания. Оно выражалось также в атрибутах царей, заимствованных у этрусков: золотой короне, имитирующей венок из дубовых листьев; сиденье, украшенном слоновой костью; скипетре с орлом; пурпурной тунике, расшитой золотом; расписном плаще. Особое значение имели фасции – пучок розог с воткнутым в них боевым топором. Их несли шедшие перед царем служители-ликторы. Это был символ власти карающей, аппарата насилия, появившегося для подавления эксплуатируемых и недовольных. Недовольны были разные люди – и немногочисленные еще рабы, и бедняки, терявшие землю, а с ней и связи с родом, и родовая знать, утрачивавшая свои привилегии, и плебеи, ущемленные в правах. Цари, укрепляя свое влияние, лавировали между разными общественными группами. Интересы обедневших патрициев, а также плебеев, особенно богатых, учитывал Сервий Туллий. Тарквиний Гордый эксплуатировал простолюдинов на тяжелых строительных работах, но одновременно привлекал их раздачами из военной добычи и возможностью участвовать в заморской торговле. О ее развитии говорит заключение первого торгового договора с Карфагеном. Зато он терроризировал родовую знать и совершенно отстранил Сенат от управления, правил с помощью помощников-префектов и приближенных. Это привело в 510 г. до н. э. к заговору аристократов против Тарквиния и изгнанию его из Рима. Античная традиция, отражавшая чаяния родовой знати, неверно изобразила эти события как общенародное демократическое дело.
История царского Рима являет собой процесс роста города из разрозненных поселков и эволюции общества от начавшейся дифференциации и появления патриархального рабства до формирования архаических классов-сословий патрициев и плебеев и образования государства. В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие элементы развившейся в республиканский период типично античной социально-политической структуры, римского полиса, или civitas.