Добавить в Избранное

Древний Рим: Республика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Древний Рим: Республика » Искусство Римской Республики » Искусство Римской Республики


Искусство Римской Республики

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Искусство Римской республики

IV-I века до нашей эры

В первые столетия своей истории Рим ничем не выделялся среди остальных городов древней Италии. Раскопки археологов показали, что самые ранние поселения на месте будущего города появились еще в Х веке до н. э. Позднее на холмах вдоль реки Тибр возникли деревни италийских племен - латинян и сабинян, которые в VIII веке до н. э. слились в единую городскую общину.

В VIII-VI веках до н. э., как сообщают древние историки, Римом правили цари. Последние из них происходили из этрусского рода Тарквиниев. После изгнания этрусков, с конца VI века до н. э., начинается период Римской республики. С ростом рабовладения усиливается имущественное неравенство и обостряется борьба между двумя основными группами свободного населения - богатыми, знатными патрициями и неполноправными плебеями.

Последние в III веке до н. э. добились гражданского полноправия, и патриции лишились своих преимуществ. Богатые плебеи постепенно слились с патрициями, составив нобилитет, в руках которого была сосредоточена власть. Усилению Рима способствовала его крепкая и дисциплинированная армия. В IV-III веках до н. э Рим подчинил свой власти этрусские города, а затем весь Апеннинский полуостров. В кровопролитных войнах III-II веков до н. э, римляне сокрушили своего главного соперника - Карфаген, а вслед за тем завоевали Грецию и государства Восточного Средиземноморья. "Римляне покорили своей власти почти весь известный мир. - писал во II веке до н. э. выдающийся греческий историк Полибий, - и подняли свое могущество на такую высоту, какая немыслима была для предков и не будет превзойдена потомками".

К I веку до н. э. Рим создал крупнейшую рабовладельческую державу древнего мира. Постоянный приток рабов из числа пленных, захваченных во время войн, способствовал расцвету рабовладельческого строя. Рост крупного землевладения в Италии сопровожпался упадком мелких средних земельных собственников. Бесчеловечная эксплуатация рабов порождает в конце II-I века до н. э. грандиозные восстания. Обостряются социальные противоречия между полноправными римлянами и италийским крестьянством, которое боролось за землю и политические права, между сенаторской знатью, правившей Римом, и новыми слоями разбогатевших рабовладельцев, между Римом и покоренными провинциями. Борьба за власть внутри рабовладельческого класса вылилась в I веке до н. э. в длительные гражданские войны, которые завершились падением Республики и установлением Империи.

Римская культура развивалась под сильным влиянием этрусков и греков. Воздействие этрусков было особенно значительным в раннюю эпоху. Римляне заимствовали у этрусков деление граждан на сословия и государственные должности, религиозные представления и обычаи, строительную технику и театральные зрелища, военную организацию и гладиаторские бои. На протяжении почти всей истории Римской республики, вплоть до II века до н. э., сохранялось культурное преобладание этрусков.

Завоевание Греции помогло лучшему знакомству римлян с сокровищами греческой цивилизации. Римский поэт Гораций говорил: "Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства..." Хотя в этих словах, несомненно, есть поэтическое преувеличение, Гораций образно подчеркнул тот факт, что римляне преклоняпись перед художественным гением греков. Литература и мифология, театр, поэзия и философия Древней Эллады оказали сильное влияние на культуру Рима, уже во II веке до н. э. греческий язык стал языком высшего общества.

Рим посещали выдающиеся философы, историки и ораторы Греции. Расцвет рабовладельческих отношений в III-I веках до н. э. и огромный приток богатств из покоренных стран изменили жизнь римлян. Суровые и строгие нравы первых веков истории Рима уходят в прошлое. Появляются богатые виллы, в быт входят предметы роскоши - красивая серебряная посуда, ковры из золотой парчи, драгоценности. С конца III века до н. э. римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства. Это способствовало развитию художественного вкуса римлян. Общественные здания, храмы и площади Рима напопнились прекрасными статуями. Среди них были и творения таких великих мастеров, как Фидий, Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп.

Автор: Б. Ривкин. "Античное искусство". 1972.

0

2

Социальный статус художника в Римской республике


Римские аристократы платили огромные суммы за шедевры живописи и скульптуры Древней Эллады. Знание искусства и способность критически судить о нем считались признаками образованности и высокой культуры.

Рост частных коллекций вызвал большой спрос на греческие статуи, и с I в. до н. э. скульпторы-греки, переселившиеся в Рим, стали изготовлять огромное количество мраморных копий с наиболее прославленных памятников классической скульптуры. Многие из них сохранились до наших дней, и часто по этим копиям мы получаем представление об исчезнувших греческих оригиналах.

Исполняя заказы римской знати, мастера стремились удовлетворить эстетические запросы частных лиц, для которых искусство было лишь предметом чистого созерцания и безмятежного наслаждения.

Резко изменилось общественное положение художника. Если в Греции в период расцвета рабовладельческой демократии он ощущал себя полноценной личностью, свободным гражданином города-государства, связанным с интересами полиса и отражающим в своем искусстве высокие общественные идеалы, то в Риме это человек, далекий от политических событий, не обладающий правами римского гражданина, чаще всего вольноотпущенник или даже раб греческого происхождения. Не случайно римская литература почти не сохранила имен римских художников и скульпторов.

Потребительский подход к художественному творчеству превращал ваятеля в исполнительного ремесленника или старательного копииста, угождающего вкусу заказчиков. Он мог обладать виртуозной техникой и профессиональным мастерством, но был лишен подлинного таланта и вдохновения. Традиционное для античного рабовладельческого общества презрительное отношение к творцам искусства как людям, занимающимся физическим трудом, недостойным свободного человека, особенно усилилось в римскую эпоху.

Это явление очень точно отразил греческий сатирик Лукиан, который в одном из своих произведений писал: "Даже если бы ты оказался Фидием или Поликлетом и создал много дивных творений, то твое искусство все станут восхвалять, но никто, увидевши эти произведения, не захочет быть таким, как ты, если только он в своем уме. Ведь все будут считать темя тем, кем ты и окажешься на самом деле - ремесленником, умеющим работать и жить трудом своих рук".

Автор: Б. Ривкин. "Античное искусство". 1972.

0

3

Аппиева дорога

А́ппиева дорога (лат. Via Appia) — самая значимая из античных общественных дорог Рима. Дорога, проложенная в 312 до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке, проходила из Рима в Капую, позднее была проведена до Брундизия. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией.

Вдоль Аппиевой дороги расположено множество памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода, христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, ренессансные и барочные постройки.

Творческий гений римлян наиболее ярко проявляется в памятниках архитектуры. Сооружения римских зодчих имели прежде всего утилитарное назначение. Были созданы великолепные дороги. Самая древняя и самая знаменитая из них - Аппиева дорога - соединяла Рим с городами южной Италии. Ее строительство начал в 312 году до н. э. Аппий Клавдий. Вблизи Рима дорога выложена гигантскими квадратами туфа, а на остальном протяжении - блоками вулканической лавы, ширина дороги от 4.3 до 6 м. Один из римских поэтов назвал ее "царицей дорог, вдаль идущих". По ней отправлялись римские легионы на завоевание народов и государств Средиземноморья, вдоль этой дороги в 71 году до н. э. были распяты на крестах рабы, участвовавшие в восстании Спартака. В течение столетий римляне покрыли сетью таких мощеных дорог не только Италию, но и многочисленные провинции.

По обеим сторонам Аппиевой дороги расположены семейные гробницы римской знати. Среди них выделяется монументальная гробница Цецилии Метеллы, построенная в I веке до н. э. По своей архитектуре она представляет громадный цилиндр, который опирается на квадратное основание со стороной около 23 м. Форма гробницы напоминала гробницы этрусков: в древности она завершалась конусом, но в эпоху средневековья ее перестроили в крепостную башню. Конструкция гробницы очень характерна для римского зодчества - это бетонный массив, облицованный искусно пригнанными блоками травертина.

На рубеже III-II веков до н. э. римские строители впервые использовали прочный и водонепроницаемый бетон - одно из выдающихся достижений римского зодчества. Применение этого материала открыло перед архитекторами возможности возведения огромных зданий и сводчатых перекрытий. К I веку н. э. бетон прочно вошел в строительство. При такой технике выкладывали кирпичную коробку, заполняя пространство между стенками чередующимися слоями щебня и раствора. Слои шли горизонтально, а для большей ровности и прочности бетонного массива через определенные промежутки пропускали сквозь всю стену по одному горизонтальному ряду кирпичей. Когда бетон застывал, он образовывал вместе с кирпичной опалубкой сплошной монолит, который со временем становился все более твердым. При сооружении свода или купола возводили каркас из кирпичных арок на растворе. Эти арки служили опорой, на которую горизонтальными слоями наливали бетон.

Такая конструкция помимо своей простоты и экономичности обеспечивала зданиям необычайную прочность и позволяла широко использовать на строительстве неквалифицированный рабский труд.

Снаружи здания покрывали облицовкой из каменных блоков или мраморных плит и казалось, что все сооружение целиком возведено из камня.

Автор: Б. Ривкин. "Античное искусство". 1972.

0

4

Архитектура Римской Республики

Храм Фортуны

При сооружении храмов римляне заимствовали богатый опыт греческой и этрусской архитектуры. На набережной реки Тибр сохранился храм, посвященный богине судьбы - Фортуне Вирилис. Он был построен в I веке до н. э. на так называемом Бычьем Форуме, площади, где в древности торговали скотом. Здание, которое отличается простыми и строгими пропорциями, стоит на высоком подиуме, широкая лестница и портик с шестью колоннами придают особую величавость его фасаду. Главная ось здания подчеркнута глубоким портиком и лестницей, ведущей к нему. Такой прием характерен для этрусских храмов. Стены здания сложены из туфа, а колонны вытесаны из твердого травертина. Им же облицован подиум. Разница в материале была искусно скрыта тонким слоем штукатурки, которая покрывала здание.

Римляне широко использовали для украшения зданий греческую ордерную систему. В храме Фортуны стройные ионические колонны поддерживают перекрытия портика, а полуколонны расчленяют стену здания. Спокойный ритм колоннады создает единство архитектурного образа.

Рядом с храмом Фортуны находится круглый храм, который долгое время считали посвященным богине домашнего очага Весте. Сейчас ученые полагают, что это храм Геркулеса-победителя. Он построен из лучшего греческого мрамора, привезенного с острова Парос. Его композиция отличается удивительной простотой и совершенством. Десятиметровой высоты колонны с коринфскими капителями придают небольшому зданию красоту и изящество. Первоначальное перекрытие храма утрачено, и сейчас он покрыт конусообразной крышей, которая лежит непосредственно на капителях колонн. Коринфский ордер, использованный в этом храме, в дальнейшем стал излюбленным в римском зодчестве.

Римский Форум

Центром деловой и общественной жизни Древнего Рима был форум, площадь, расположенная в низине между холмами Капитолием и Палатином. На ней происходили народные собрания, где решались важнейшие вопросы управления государством, войны и мира: здесь на протяжении столетий кипела напряженная политическая жизнь города. На форуме находились здание государственного архива, храмы, трибуна, с которой выступали ораторы, две базилики, где заключались торговые сделки и заседали суды, там же стояли многочисленные статуи прославленных римлян, а в дальнейшем и триумфальные памятники римских императоров.

От форума начинались важнейшие дороги Италии, к нему сходились основные улицы города. Центральная площадь республиканского Рима имела неправильную форму, так как застраивалась в разное время. В I веке до н. э. ее размеры составляли 160 м в длину и от 50 до 80 м в ширину. Вокруг нее располагались общественные здания и портики, облик которых неоднократно изменялся. Раскопки в конце XIX - XX веке открыли развалины зданий, окружавших форум. Среди них возвышаются восемь гранитных колонн храма Сатурна, где хранилась государственная казна, руины базилики Юлия, построенной Цезарем в I веке до н. э., круглый храм богини Весты и три мраморные колонны храма сыновей Юпитера - Кастора и Поллукса.

Развитие теории архитектуры

Расцвет архитектуры Рима в эпоху Республики и творческое использование достижений греческого зодчества способствовали развитию теории архитектуры. В I веке до н. э. инженер и архитектор Витрувий создал трактат "Десять книг об архитектуре", который был подлинной энциклопедией строительной практики его эпохи. Витрувий сформулировал основные требования, которые применимы к архитектурному сооружению любого времени: оно должно сочетать в себе пользу, прочность и красоту. От зодчего Древнего Рима требовалось всеобъемлющее образование, включающее знание климата, почвоведения, минералогии, акустики, гигиены, прикладной астрономии, математики, истории, философии, а также архитектурной эстетики. Труд Витрувия пользовался большой популярностью в римское время и достиг настоящей славы в эпоху итальянского Возрождения, он послужил образцом для сочинений по теории зодчества во всех странах Европы.

Автор: Б. Ривкин. "Античное искусство". 1972.

0

5

Портретное искусство Рима

Наряду с архитектурой в эпоху Римской республики развивается реалистический скульптурный портрет, занимающий особое место в античном искусстве. Его своеобразие особенно ярко выступает при сравнении с портретами эпохи эллинизма. Изображая великих писателей, полководцев, политических деятелей, греческие скульпторы эпохи классики стремились к созданию образа идеально прекрасного и нармонично развитого человека, который был образцом для всех граждан города-государства. В произведениях греческих мастеров III-I веков до н. э. сохраняется типическая обобщенность образов, но появляется большая индивидуализация в сочетании с эмоциональной выразительностью портретов.

В это же время на италийской почве, главным образом в Этрурии, в портретном искусстве складывается другое направление с подчеркнутым интересом к индивидуальному облику человека. Традиции этого искусства сыграли решающую роль в формировании стиля римского портрета.

Самые ранние римские портреты выполнены этрусскими мастерами. Подлинном шедевром скульптуры является бронзовый бюст, созданный в первой половине III века до н. э. В нем запечатлен человек с крупной красивой формой головы и правильным овалом лица. Пропорции лица свидетельствуют о стремлении к благородному идеалу греческого искусства, но типично римский орлиный профиль и чуть заметная асимметрия черт придают ему неповторимое своеобразие. Прекрасно гравированы волосы и борода. Инкрустированные глаза создают ощущение проницательного взгляда. Внутренняя сила и сосредоточненность сообщают образу нравственное величие. В нем чувствуется ум, жизненный опыт, цельность характера.

Умение обобщенно передать черты лица и сознательная типизация сближают работу этрусского мастера с портретными скульптурами ораторов и политических деятелей Греции IV-III веков до н. э. Долгое время этот бюст считался изображением прославленного римлянина Юния Брута, одного из инициаторов восстания в конце VI века до н. э., в результате которого был изгнан последний римский царь Тарквиний Гордый и установлена республика. В сознании римлян и в их легендах это был человек большого мужества, беспредельно любящий свободу, образец доблестного гражданина. Не удивительно, что бронзовый бюст ассоциировался с образом легендарного римлянина.

В первые века существования Республики римляне заимствовали культ почитания предков, широко распространенный в Этрурии. В приемных богатых домов стояли портретные изображения предков хозяина дома, которые были предметом фамильной гордости аристократов. Писатели древности сообщают, что такие портреты часто отливали из воска и несли в погребальной процессии за гробом умершего знатного римлянина. Эти портреты отличались большой достоверностью в передаче черт лица, и многие из них, по существу, еще не были произведениями искусства, сохраняя культово-семейное значение.

Однако создание таких портретов способствовали развитию у скульпторов навыков точного изображения человеческого лица со всеми его неповторимыми индивидуальными чертами. Говорить о художественном значении этих портретных изображений не приходится - сами римляне предпочитали им прекрасные греческие статуи.

Автор: Б. Ривкин. "Античное искусство". 1972.

0

6

Реализм в портретном искусстве Римской республики

Определяющей чертой духовной культуры Рима в III-I веках до н. э. был интерес к индивидуальным характерам и чувствам человека. В это время складывается самобытный жанр римской комедии, запечатлевший целую галерею живых и ярких образов, почерпнутых из жизни. Появление мемуарной автобиографической литературы, а также исторических сочинений свидетельствовало о росте национального самоосознания римлян. Формирование представлений о личности гражданина и его роли в общественной жизни способствовало развитию юридической мысли. В целом мировоззрению римлян присущ трезвый, глубоко рациональный подход к действительности. Это сказывается и в прозаическом характере римской религии, которая сводилась к точному исполнению обрядов. Римляне не создали поэтических сказаний о жизни богов и героев и даже по-своему гордились этим. Поэт Вергилий писал: "... не вспахали быки, ноздрями огонь выдыхая, эти места, и зубов тут не сеяли гидры свирепой, дроты и копья мужей не всходили тут частые нивой...".

В самой культуре Рима складывались предпосылки и для реалистически правдивого изображения человека в искусстве. Интерес к индивидуальности человека, который проявился в литературе и театре, был близок и созвучен поискам скульпторов в портретном искусстве.

Эстетические вкусы римлян отразились в бронзовой статуе оратора, отлитой около 100 года до н. э. Надпись на ней, начертанная на этрусском языке, сообщает, что скульптура поставлена в честь политического деятеля Авла Метелла. Мастер изобразил оратора в простой и естественной позе. Создается впечатление, что он говорит перед собравшимися слушателями. Его ноги слегка расставлены, жест руки призывает к вниманию, небрежно наброшена тога, рот полуоткрыт. Глаза были инкрустированы. Скульптор отмечает каждую деталь в облике и костюме оратора. Он показал сдержанного делового человека, исполненного чувства собственного достоинства. Мастер помнил, что перед ним свободный римлянин, который значителен самим своим положением гражданина и не нуждается в идеализации.

Развитию портрета способствовало и предоставленное римским чиновникам в I веке до н. э. право воздвигать свои портретные статуи в общественных местах. В это время римляне заимствуют у греков ранее незнакомый им материал - мрамор - и технические приемы его обработки.

Одно из направлений в портретной скульптуре I века до н. э. следовало исконной римской традиции, стремясь к максимальной точности внешнего физиономического сходства. В портрете римлянина из Ватиканского музея, который относится к 80-70 годам до н. э., скульптор изобразил пожилого человека с аскетически суровым лицом. На его голову наброшено покрывало. Вероятно, эта голова принадлежала статуе, представляющей римского гражданина в момент жертвоприношения богам.

С большим вниманием мастер передал неправильной формы голову, высокий лоб, изрезанный асимметричными морщинами, собранные у переносицы складки, глубоко поставленные глаза, выступающие скулы, старческие щеки, впалый, видимо беззубый, рот, сжатые в тонкую линию высохшие губы и тяжелый подбородок. Скульптор сознательно стремится показать лицо таким, каким оно было в действительности, и каждая деталь представляет для него самодовлеющий интерес. Мастер еще не владеет в полной мере приемами обработки мрамора: морщины на лице нанесены жесткими сухими линиями. Однако в портрете мы ощущаем образцового римлянина старого закала, настойчивого и сурового человека, типичного представителя древнеримской доблести, которая в сознании римлян была связана с простотой и строгостью нравов.

Автор: Б. Ривкин. "Античное искусство". 1972.

0


Вы здесь » Древний Рим: Республика » Искусство Римской Республики » Искусство Римской Республики


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно