[взломанный сайт]
     Первое место среди цветов отводилось розе и в Древнем Риме. После разграбления Греции римляне устраивают у себя на родине пышные сады по типу садов Эллады, одним из основных элементов убранства были розы.

    Сады полководца Лукулла, императоров Юлия Цезаря, Андриана, Нерона превосходили пышностью все известное в те времена. Для них уничтожались горы, прорезывались ущелья, насыпались холмы, создавались искусственные озера, завозились редчайшие и прекраснейшие растения со всего мира.

   Розу римляне посвящали богине любви Венере. Этот цветок служил символом храбрости, им награждали лучших воинов. Существовало поверье, что роза вселяет мужество, и вместо шлемов воины надевали венки из роз. В апреле – мае в Риме устраивался праздник роз – «розалии» - в память об умерших. В домах часто вешали ветку с розой или изображали ее на потолке в знак того, что произносимое под розой – секрет. С тех пор сохранилось выражение – «сказать под розой», то есть сказать по секрету. Как символ молчания роза была посвящена богу молчания Гарпократу и богине мудрости Минерве.Римские поэты Вергилий и Овидий воспели розу в своих одах.

    Культ розы в Риме превзошел все возможное. Патриции засыпали розами любимых матрон, девушки окуривали себя фимиамом из роз, привораживая любимых; патрицианки купались в розовой воде, чтобы сохранить молодость; гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимым в жестоких играх. В Колизее дождем из роз приветствовали победивших гладиаторов и украшали их венками из этих цветов. Во время пиров, так же, как и на пирах Клеопатры, распущенные псевдопоследователи Эпикура возлежали на ложах из лепестков роз, и прекрасные рабыни осыпали их дождем из нежных лепестков. Однажды римский император-подросток Гелиогабал, возведенный на престол в III веке нашей эры и прославившийся утонченной жестокостью, пригласил во дворец своих врагов. Во время пиршества на гостей обрушилась такая лавина из лепестков роз, что некоторые задохнулись. Это доставило большое удовольствие императору.

    Известный римский полководец Марк-Антоний (I век до нашей эры), когда его войска и войска его союзницы египетской царицы Клеопатры были разбиты полководцем Октавианом (будущим императором Августом), кончая жизнь самоубийством, не забыл завещать, чтобы его могилу круглый год ежедневно укрывали живыми розами.

   Во времена Нерона корабли доставляли из Африки, часто сквозь штормы и бури, лепестки роз и благовонное масло. Это стоило казне не одной бочки золота. Лепестками роз усыпали поверхность Люценского озера во время прогулок Нерона.

   Такое чрезмерное «почитание» роз не могло не вызвать возмущение церкви. Знаменитый проповедник Тертуллиан написал суровое послание, в котором осуждал применение венков из роз. Известный церковный деятель Климент Александрийский считал серьезным грехом украшать голову подобным цветком. С падением империи римлян прекратилось безграничное восхищение розой. Более того, розы, объявленные языческой, нечестивой, греховной роскошью, были почти уничтожены. Лишь спустя столетия появился в монастырях дикий шиповник.

   Эпоха средневековья мрачным саваном окутала страны. Высочайшие устремления духа подавлялись и признавались грехом. Стала господствовать религия с заученной обрядностью, внешней дисциплиной и убожеством мысли. Природа не изучалась, красота ее не ценилась. Но всякий гнет вызывает противодействие. Убить любовь к прекрасному религия не смогла. Показательна дальнейшая история розы, привезенная крестоносцами с Востока. Как и в древнем мире, она заняла первое место среди цветущих растений.

[взломанный сайт]

   В Древнем Риме роза посвящалась богине Венере . Роза служила символом храбрости. Римляне верили, что этот цветок вселяет в сердца мужество, и потому вместо шлемов надевали на воинов венки из роз и на щитах выбивали изображение розы. По случаю победы они украшали розовым венком голову победителя, а в домах часто вешали над столом ветку розы как символ того, что произнесенное под розой навсегда останется в тайне. С тех пор бытует выражение "суб роза диктум" - "я сказал тебе под розой", то есть под большим секретом.

     Культ розы в Риме превосходил всякую меру. Патриции засыпали розами любимых матрон: девушки, привораживая любимых, окуривали себя розовым фимиамом; патрицианки купались в розовой воде, чтобы сохранить молодость; а гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в схватках. В Колизее розовым лепестковым дождем приветствовали победивших гладиаторов и украшали их венками.

     У римлян первой республики роза считалась священной. Ежегодно в память умерших здесь совершались торжества, носившие названия розалий, или розалийских дней - "Dies rosationis". В эти дни могилы умерших и урны, где хранился их прах, убирались гирляндами и венками из роз. Розы использовали и в религиозных церемониях, и в быту. Лепестками растения украшали жилища и домашние алтари, усыпали путь во время торжественных процессий. Роза считалась символом строгой нравственности и служила наградой за выдающиеся деяния.

     В период падения Рима роза из царственного цветка становится цветком порока и предметом роскоши, на который тратились безумные деньги. Все плодородные земли в окрестностях Рима превратили в розовые сады, но растений все равно не хватало, цветы привозили из Александрии и Карфагена, тратя огромные деньги. Римскому императору Нерону однажды пришлось заплатить целый бочонок золота за розы, привезенные в зимнее время из египетской Александрии для одного пиршества. В Риме существовала даже особая биржа, где занимались только куплей и продажей роз. Самыми ценными считались зацветавшие два раза в году розы из Пестума, воспетые Вергилием и Овидием.

[взломанный сайт]